Епископ Арсений: Праздник Положения ризы Пресвятой Богородицы имеет глубинную связь с праздником Крещения Руси

15 июля, в Неделю 7-ю по Пятидесятнице, епископ Арсений совершил Божественную литургию в Спасском соборе Свято-Юрьева монастыря. Накануне вечером в этом же храме обители владыка возглавил всенощное бдение.

На Литургии после Евангелия проповедь произнёс иеромонах Сергий (Шардаков).

По окончании богослужения владыка Арсений обратился с проповедью к прихожанам. Он отметил, что в этот день мы также празднуем память Положения ризы Пресвятой Богородицы. Этот праздник имеет глубинную связь с праздником Крещения Руси. Как известно из истории, в V веке приближённые императора Льва Великого Гальбий и Кандид, совершая путешествие во Святую Землю, обрели там ризу Божией Матери, которую в 458 году торжественно перенесли в Константинополь. С этой святыней связаны многие чудеса и случаи заступничества Пречистой Богородицы.

В VII веке Константинополь был избавлен от нашествия аваров и персов, в VIII веке -  от арабов. И вот, в 860 году город осадили славянские и варяжские дружины под предводительством князя Аскольда. Когда спасения уже было ждать неоткуда, жители города обратились к Божией Матери. В это время Патриархом Константинопольским был святой Фотий. Он взял из Влахернского храма ризу Богородицы и совершил крестный ход, чтобы перенести её в Софийский собор, но перед этим он опустил край ризы в пролив. И тогда, как сообщают византийские историки, в стане нападавших произошло смятение, и они в итоге вынуждены были заключить мирный договор с Византией, одним из условий которого было крещение руссов.

С этих пор, со времени князей Аскольда и Дира, можно говорить о начале христианизации Руси. Вероятно, Аскольд крестился сам и намеревался крестить всю Русь, но язычество все ещё было сильно, да и сам Аскольд не успел это сделать, так как был обманут и убит князем Вещим Олегом. Памятником принятия христианства руссами в то время, их глубокого смирения и принятия своего поражения как воли Божией стало окружное послание Патриарха Фотия в 867 году. Он говорит о том, что народ руссов принял святую веру, и что некогда враги, которые угрожали Римской державе оружием, отвратились от своих верований, и приняв Слово Божие, стали друзьями нашими.

Тогда же, в конце IX века, была создана первая епархия на Руси. Из Константинополя в Киев был прислан епископ, а, может быть, даже митрополит, потому что князь Олег, уже после Аскольда и Дира, называл Киев «Матерью городов русских», а это выражение есть дословный перевод с греческого «Митрополия русская». Памятником событий той эпохи является построенный при Аскольде храм в честь пророка Илии, а также храм святителя Николая, построенный на могиле князя Аскольда равноапостольной Ольгой. И хотя Русь была крещена уже князем Владимиром, через сто с лишним лет, но, как видим, уже тогда Пресвятая Богородица взяла нашу землю под Своё покровительство, ибо спасение Константинополя означало ещё и начало проповеди Евангелия на Руси.

Владыка отметил, что 15 июля мы вспоминаем ещё один исторический эпизод. В этот день в 1451 году татары подошли к Москве, и митрополит Иона, как некогда патриарх Фотий, молился со всей своей паствой Божией Матери о спасении города. Спасение не замедлило себя ждать. Внезапно в татарском стане начался раздор, и татары, оставив награбленное, отошли от Москвы. В честь этого события в Кремле была устроена церковь Положения ризы Пресвятой Богородицы, которая стала домовым храмом митрополитов, а затем и Патриархов Московских.

«Вспоминая эти события, возблагодарим Господа и Его Пречистую Матерь за все те дары и промыслительные события, явленные за всё время нашей истории. Прославляя Господа и Его Пречистую Матерь, мы должны помнить, что наше почитание должно быть не только внешним, мы должны просить не только заступничества, но и сами исправлять свою жизнь, стремиться жить по Слову Божию. То же и в отношении Богоматери - подражать Её добродетелям и помнить ту единственную Её заповедь, которую доносит для нас Евангелие: «Что скажет Он (то есть Христос) вам, то сделайте» (Ин. 2:5)», - закончил владыка.