Епископ Арсений совершил Литургию в день памяти апостолов Петра и Павла

12 июля 2018 года в день престольного праздника епископ Арсений совершил Божественную литургию в храме святых апостолов Петра и Павла города Валдай.

После причащения был совершён крестный ход и славление с молитвой святым первоверховным апостолам. По окончании богослужения владыка обратился к молящимся со словами проповеди. Он отметил, что святые апостолы Пётр и Павел особо почитались и в раннем христианстве, и уже позже на Руси. Священное Писание очень выразительно раскрывает нам характер этих людей. Пётр был простым рыбаком, но стал одним из ближайших учеников Христа, он был свидетелем многих чудес и исцелений, был со Христом во время Его Преображения на Фаворе, он был со Спасителем и во время Гефсиманской молитвы. Будучи старшим из апостолов, он всегда выступал от лица всех, так на вопрос Христа: «За кого вы Меня почитаете?» именно Пётр горячо отвечает: «Ты — Христос, Сын Бога Живого» (Мф. 16:16). В ответ же слышит от Господа обетование: «Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах; и Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного» (Мф. 16:17-18).

Конечно, камнем здесь названо исповедание Петра, а не он лично, ведь в момент трудных испытаний Пётр не просто оставил Христа, как прочие апостолы, а как-то незаметно, по будничному, отрёкся от Него, хотя на Тайной Вечере и обещал, что пойдёт с Ним даже на смерть. Поэтому камень, это исповедание Христа Сыном Божиим, и именно на этом исповедании и утверждена Церковь. Но Господь не оставил Петра. Из Евангелия от Иоанна мы знаем, что после Своего Воскресения в один из дней, когда апостолы занимались ловлей рыбы, Господь является им. Они увидели некоего человека на берегу, который, узнав, что они ничего не поймали, повелевает им снова закинуть сети. Когда же они это сделали, то не смогли их даже вытащить из воды из-за большого количества рыбы. По этому чуду, схожему с тем, которое было три года назад при их призвании, апостол Иоанн понял, что это Христос.

Пётр, только лишь услышав это, спрыгнул с корабля, чтобы быстрее остальных, вплавь добраться до берега, туда, где стоял Господь. Тогда и происходит тот знаменитый диалог: «Симон Ионин! любишь ли ты Меня?» (Ин. 21:16). Троекратное вопрошение Христа и троекратное исповедание Петра, которое перечеркнуло его отречение, и он снова стал апостолом. В день же Пятидесятницы апостол Пётр преобразился ещё больше, некогда он испугался служанки архиерея, а в этот день он, исполнившись Духа Святого, проповедует в Иерусалиме перед множеством паломников о том, что Иисус, Которого убили первосвященники и старейшины, и есть подлинный Христос, обещанный Богом Спаситель, и что по вере в Него даруется спасение и прощение грехов. После этой проповеди во Христа уверовало более трёх тысяч иудеев. Однако, это была только первая проповедь, но апостол Пётр всю свою жизнь так же смело проповедовал Евангелие Христово.

Владыка подчеркнул, что апостол Павел был человек совершенно другого склада. Он получил классическое иудейское образование, стал фарисеем, учился в Иерусалиме у знаменитого учителя Гамалиила. Хотя его учитель терпимо относился к христианам, молодой юноша Савл воспринял христианство как угрозу иудейству и стал гонителем Церкви. Никто и никогда бы не подумал, что этот гонитель станет первоверховным апостолом, и только Бог, творящий чудеса, по Своему промыслу, явился ему, когда он шёл в Дамаск с ужасной миссией брать под стражу христиан, и в узах вести их в Иерусалим. Будущий апостол Павел, ослеп от света, явившегося ему с неба, и услышал голос: «Я Иисус, Которого ты гонишь» (Деян. 9:5). И на примере апостола Павла мы видим, что же значит покаяние в своем изначальном смысле - это перемена ума, перемена образа жизни. Павел, придя в Дамаск, вместо того, чтобы преследовать христиан, сам стал христианином. И хотя он не был в числе двенадцати, но потрудился для проповеди Евангелия не меньше, а может и больше прочих апостолов. Плодом его миссионерских путешествий стали Церкви почти во всех более или менее крупных городах того времени. Священное Писание Нового Завета более, чем на половину состоит из его посланий.

Первоверховные апостолы Петр и Павел больше всех потрудились, чтобы утвердить веру в I веке. Они мученически закончили свою жизнь в Риме при императоре Нероне в конце шестидесятых годов, Павел был обезглавлен, а Петр распят вниз головой. Места погребения этих апостолов с самого начала стали местом паломничества, а при императоре Константине на их гробницах были воздвигнуты христианские церкви.

Как подчеркнул владыка, лучшее, чем мы можем почтить память этих святых апостолов, это раскрыть дома их послания и почувствовать дух их веры, огонь любви ко Христу. А также подумать о том, что раз Церковь действительно называется апостольской, то это не только потому, что она основана апостолами, но и потому, что она продолжает свое апостольское служение во все времена, и все мы тоже ученики Христовы и призваны быть апостолами. Для этого нам не нужно отправляться куда-то, но достаточно не просто называться христианами, а жить по слову Христову, быть верными Ему каждый день. И главное, чтобы наша жизнь не расходилась с нашими словами, чтобы наши дела не противоречили нашим убеждениям. И то, что мы христиане будет видно, прежде всего, если мы будем исполнять самую главную заповедь Христа: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:34-35).