582

17 июня 2018 года, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице, в память Собора святых земли Новгородской, епископ Арсений в сослужении духовенства совершил Божественную литургию в Софийском соборе.

После причастия было совершено славление с молитвой Собору Новгородских святых. По окончании богослужения владыка обратился к прихожанам со словами проповеди. Он отметил, что в день Пятидесятницы на апостолов снизошёл Дух Святой, и эти ученики Христовы, ранее нередко заблуждавшиеся и проявлявшие малодушие, силой Божией преобразились в бесстрашных проповедников Евангелия. Их проповедь пронеслась по лицу всего цивилизованного мира того времени и даже за его пределами. История Нового Завета не завершается Воскресением и Вознесением Господа, но эти события, вместе с Пятидесятницей, стали началом новой эпохи - эпохи святых, эры Церкви. Кто такие святые? Апостол Пётр говорит о всех христианах: «Вы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1 Пет. 2:9).

У апостола Павла «святые» - это обычное наименование всех христиан. Причём, «святость» понималась в своём первоначальном смысле как «избранничество». Так в Ветхом Завете Израиль был избран Богом из всех народов, так в Новом этим избранным народом стала Церковь Христова. Апостол Павел говорит, что в Церкви нет «ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но всё и во всем — Христос» (Кол. 3:11), то есть Церковь - это народ Божий, собранный из различных людей независимо от их национальности или социального статуса, пола или возраста, древности или современности. Поэтому святость - это не удел отдельных людей, которых мы сейчас именуем святыми, это предназначение всей Церкви, надлежащее каждому из нас.

Владыка отметил, что во II веке было написано послание к Диогнету, где говорится о христианах как о людях, с одной стороны, ничем не отличающимися от прочих народов, а с другой, как об особом народе избранных или представленных к святости людей: «Что в теле душа, то в мире христиане». По слову владыки, в этом поистине и заключается предназначение Церкви, а значит и каждого из нас - быть душой этого мира, или, по слову Спасителя, быть «светом мира» и «солью земли». Почитание святых в Церкви (см. Мф 5:13,14) на протяжении двух тысяч лет существует для того, чтобы мы не только молились им, выпрашивая себе какие-то материальные блага, но и видели в них путь, следуя по которому и мы бы, по словам апостола Павла, достигли совершенства (см. Евр 11:40).

Этот путь проложил для нас Господь наш Иисус Христос Своим Крестом и Воскресением. И если мы, следуя по ему, возьмём свой крест - то есть какие-то скорби или тяжкие жизненные обстоятельства (а это и, прежде всего, крест послушания Слову Божию), и будем нести его с верностью Богу, без ропота, то, по молитвам святых, достигнем той же цели, что и они.