Иеромонах Григорий (Побожин): Принадлежность к Церкви ещё не делает нас христианами

В современном мире людей, называющих себя христианами, становится всё больше и больше, однако людей, у которых волнуется сердце от вопроса «смогу ли я быть святым?» не так много. Почему это происходит и что же нам нужно для достижения святости?

Путей к святости множество, и необходимо подумать, какой из них применим к каждому из нас

Согласно святоотеческой традиции для святости необходимы три вещи: неустанное чтение Священного Писания, молитвенное общение с Богом и совершение добрых дел. При чтении Священного Писания мы узнаем, что нам делать, при молитвенном общении с Богом мы узнаем, как нам это делать и, собственно, совершая добрые дела мы это делаем. Это венец наших творческих христианских усилий. Для кого-то путь к святости может оказаться неожиданным, потому что Святой Дух дышит, где хочет, и может внезапно посетить человека так, что потрясёт все его основы и развернёт его на 180 градусов. Тогда человек встанет перед лицом Христа и ужаснётся всей своей прошлой жизни, покается и встанет на новый путь.

Некоторые отцы Церкви, такие как Антоний Великий, услышав однажды в храме слова из Евангелия: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твоё и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф. 19:21), поняв их буквально, поступали так, уходили в пустыню и становились почитаемыми святыми в христианской Церкви. Через молитву многие также обращались ко Христу, начинали ощущать Его в своём сердце как близкого друга или брата, и уже не могли грешить после этого острого ощущения присутствия Бога в своей душе. Были люди, которые через добрые дела становились святыми. По словам Оригена, добрые дела заменяют молитву. Возможно, это спорное утверждение, как спорны и многие утверждения Оригена, но какая-то земная истина в этом есть. Человек, который жертвует своим временем, материальным благосостоянием или даже жизнью ради ближнего - ни родственника, ни друга или приятеля, а зачастую человека постороннего - тот становится христианином, Божиим человеком, и в конечном итоге святым. Иначе говоря, путей ко святости множество, и каждому необходимо подумать, какой из них применим именно ко мне. Таким образом мы ответим на вопросы: Могу ли я стать святым? Могу ли я приблизиться ко Христу?

Хочу обратить внимание на тот момент, когда Господь внезапно являет Себя человеку и полностью меняет его жизнь. Это происходит как некий призыв, обращённый непосредственно к тебе и его невозможно игнорировать. Человек, оставляет всё, как купец из евангельской Притчи, «который найдя одну драгоценную жемчужину, пошёл и продал всё, что имел и купил её» (Мф. 13:45-46). Такие вещи случаются с человеком нечасто, но если случаются, то нужно их видеть и следовать за Христом. Чтобы это произошло необходимо как бы истончить свою душу, обращаясь к Богу в молитвах, читая Священное Писание, вдумываясь в божественные слова для того, чтобы подготовить почву для посещения своей души Богом. Это событие, осмелюсь утверждать, случается в жизни каждого человека, но не каждый может его распознать.

Была одна популярная песня в 90-е годы, которая, возможно, приблизительно описывает эту ситуацию, в её тексте есть такие слова: «Я был Богом в прошлую ночь, я отыскал дорогу и выбежал прочь. Богом стать просто, если уже невмочь». Вот это состояние «невмочь», когда я уже не могу оставаться в прежнем состоянии, хочу быть с Богом, быть святым, хочу всей душой, всем помышлением направлять своё тело, душу и дух к Нему, хочу выйти на эту дорогу, и как Авраам пойти по пути веры, потому что Господь меня влечёт. Это состояние ни в коем случае нельзя игнорировать. Это то истинное состояние, которое посещает нас очень нечасто. Именно за истиной нам стоит идти для того, чтобы стать настоящими христианами, а не только называться ими.

Не только христиане, но и язычники обретают спасение

Сегодня ещё читался отрывок из Послания апостола Павла к римлянам. Это довольно известное место Священного Писания, вызывающее множество споров. В нём идёт речь о том, что не только христиане, но и язычники обретают спасение. То есть язычники, которые не знают Христа спасаются по суду своей совести. Это утверждение зачастую идёт в разрез с теми утверждениями, которые мы слышим в Церкви. Мы привыкли к мысли о том, что спастись должны только истинно верующие во Христа, находящиеся в лоне Церкви, но апостол Павел говорит совершенно иное, да и сама Церковь, если задуматься, утверждает подобные вещи. Мы же, например, почитаем ветхозаветных пророков, праведников, которые жили по ветхозаветному закону и не знали новозаветной благодати, Христа. Тем не менее мы их прославляем как святых.

Апостол Павел именно на этом делает акцент. Если человек стремится к Истине, живёт по совести, то он, оказывается, следуя логике апостола Павла, тоже может стать святым. Это неожиданная мысль. Получается, что можно всю жизнь находиться в Церкви и испытать, по словам апостола, кораблекрушение в вере, то есть не состояться в качестве христианина. А люди, которые живут вне Христа и исповедуют какие-то другие религии, в том числе языческие, своей нравственностью, доброделанием могут истончить свою душу и совесть настолько, что будут иметь общение с Богом на Земле и по ту сторону жизни. Это скандальное утверждение. Особенно оно было скандальным для иудеев, и, прежде всего, фарисеев, которые полагали в исполнении Ветхого Закона своё спасение. Они думали, что, соблюдая Ветхий Завет - постясь, платя десятину, омывая руки после торжища и общения с язычниками и т.д. - они достигнут какого-то особого, привилегированного положения перед Богом. Но именно эту самую уверенность фарисеев и вообще иудеев обличал Христос, а в след за ним и апостол Павел, сам бывший фарисеем и знавший всю их казуистику, настроения и богословские тонкости. Если человек ищет Истину, стремится к чему-то лучшему, к благу, то он, в конечном итоге, достигает Христа. Но это тайные пути, которые человеческому разуму неведомы. Это личный разговор человека с Богом и Бога с человеком.

Продолжая данную тему, вспомним, что мы сначала праздновали день всех святых, потом день всех русских святых, дальше у нас будет день, посвящённый поместным святым, в нашем случае святым новгородской епархии. А что дальше? Было бы прекрасно, если бы Церковь, к примеру, учредила «день всех святых язычников», не знавших Христа, но «во Христе просиявших». Это было бы прекрасное начинание с точки зрения Православной Церкви, которое позволило бы нам быть более открытым к миру, более терпимым к другим людям, не проявляя самоуверенности, гордости, шовинизма по отношению к другим людям и конфессиям. Это немного сбило бы с нас надуманную гордость, которую мы ощущаем в себе просто исходя из принадлежности к христианству или Православию. Принадлежность к Церкви ещё не делает нас христианами. Христианами нас делает только общение со Христом, только усыновлённость Христу.

Если я имею Христа в своём сердце, тогда я христианин. Всё остальное - это только какие-то средства, помогающие приблизиться к Нему. Но если мы будем уповать только на них, если они заслонят от нас самого Христа, к Которому мы должны стремиться, они не сработают. Святые - это люди, которые всей душой стремились ко Христу и в конечном итоге оказались с Ним. Постясь и удаляясь от людей, они стремились устранить из своей жизни всё мирское не для того, чтобы оставить пустоту, а для того, чтобы образовавшееся пространство заполнить Христом. Они подают нам пример, как действовать. Пустынники, подвижники, монахи - это не какие-то особые люди, которыми мы должны восхищаться на расстоянии, не считая для себя возможным подражать им. Мы должны понимать: они делают всё для того, чтобы мы следовали за ними, чтобы помогать нам выстраивать свою христианскую жизнь, для того, чтобы мы не забывали, что главное в жизни христианина - это Господь наш Иисус Христос.