Епископ Арсений: Христос шёл в Иерусалим не для земного царствования

31 марта 2018 года, епископ Арсений совершил Божественную литургию в храме праведного Лазаря Четверодневного села Сергово.

По окончании Литургии владыка обратился к молящимся с архипастырским словом. Он отметил, что 40 дней Великого поста уже позади, и наступает время, к которому вёл нас этот пост, когда мы день за днём будем переживать последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа. Владыка напомнил, что сегодня мы вспоминаем чудо воскрешения Лазаря. Это событие очень красноречиво повествует о том, что Спаситель является и Богом, и Человеком, воспринявшим человеческую природу ради нашего спасения. По слову свт. Льва Великого (V в.), плакать над Лазарем свойственно человеку, но воскресить его державным Своим словом: «Лазарь, иди вон!» (Ин. 11:43), мог только Жизнеподатель Господь. Мы также знаем, что Христос ранее уже воскресил сына Наинской вдовы и дочь Иаира. Но если после тех чудесных событий ещё оставались сомневающиеся или неверующие, то событием в Вифании потрясены были все - не только ученики, но и даже враждебно настроенные ко Христу иудеи, ибо Лазарь, к тому моменту, уже четыре дня как скончался и был погребён.

В тропаре этого дня мы поем: «Общее воскресение, прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже...». Это означает, что Господь перед Своими страданиями воскрешает Лазаря, чтобы удостоверить апостолов и всех нас в конечной победе над смертью. Это чудо воскрешения должно было послужить самым сильным, после Преображения на Фаворе, напутствием в том, что страдания Христа будут вольными, что такой Человек, как Он не может умереть просто так, что смерть на Голгофе – это не конец. И далее, согласно Евангелию, Спаситель торжественно восходит из Вифании в Иерусалим, но там Его ждёт не царский дворец, не власть и слава. Хотя люди и устраивают Ему торжественную встречу, кричат Ему «осанна», встречают как царя, потому что думают, что наконец-то наступает золотой век земного царства Израиля, ведь Христос - великий чудотворец, а значит сможет сокрушить всех врагов.

Но Христос шёл в Иерусалим не для царства земного, а чтобы принести нам Царство Божие - распятую на Кресте любовь Бога к человеку. Поэтому этот вход Господень в Иерусалим становится, по сути, началом Крестного пути. Христос идёт, чтобы победить древнее зло, царствующее на земле - грех, а с ним и смерть, и сам ад. Страданием, смертью и воскресением Спасителя наносится смертельная рана самой смерти. Хотя она ещё и продолжает присутствовать в мире, иногда очень страшно присутствовать, как мы подчас узнаем из новостей, но это присутствие уже похоже на жестокую агонию умирающего, ибо сама смерть умирает, побеждённая Христом. Церковь учит, что наступит момент, когда смерти уже не будет. Об этом говорит тропарь сегодняшнего праздника «Общее воскресение...», об этом же говорится и в нашем Символе Веры: «Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века».

По слову владыки, нам очень важно, особенно в дни, когда мы прощаемся с близкими, уходящими из этого мира, всегда помнить ободряющие и вселяющие надежду слова Христа: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрёт, оживёт» (Ин. 11:25).