Епископ Арсений совершил Литургию в церкви Сретения Господня при НовГУ

15 февраля 2018 года, в день престольного праздника, епископ Арсений совершил Божественную литургию в храме Сретения Господня в Антоново.

После чтения Евангелия владыка обратился к молящимся с архипастырским словом. Он отметил, что праздник Сретения известен, начиная с IV века, сначала в Иерусалимской Церкви, а общецерковно стал совершаться уже при императоре Юстиниане. Первоначально, согласно источникам IV века, он совершался на сороковой день Богоявления, праздника, который был вторым по значимости после Пасхи, и этот праздник и совершался 6 января или 19, как мы сейчас отмечаем его по гражданскому стилю. Первоначально Богоявление заключало в себе основной смысл - явление Бога в этом мире нашего ради спасения, и в этот праздник вспоминалось и Рождество Христово, и крещение на Иордане, и поклонение волхвов, в связи с Рождеством, и выход на проповедь Господа и Спасителя, и наконец, первое чудо на браке в Кане Галилейской, то есть целая палитра смыслов была объединена общим название Богоявление.

На сороковой день Богоявления и был праздник Сретения Господня, который отмечался, согласно свидетельству западной паломницы, почти так же торжественно, как праздник Святой Пасхи, с процессиями, со светильниками, при стечении большого количества народа. Но, начиная с VI века, этот праздник совершается на сороковой день Рождества, в соответствии с евангельской историей, которую мы сегодня слышали. На сороковой день после рождения, согласно требованию Закона Моисеева, Мария и Иосиф приносят младенца Иисуса Христа во Храм для того, чтобы принести за Него жертву, потому что все младенцы, которые рождались в этом народе, считались принадлежащими Господу, и за них нужно было приносить в Храме жертвы. Иосиф и Мария, скорее всего, не догадывались о том, что им предстоит увидеть и кого встретить в храме, думая только о законных обрядах. Но евангелист Лука сосредотачивает внимание совсем на другом, на встрече, откуда и получает свое название нынешний праздник, Сретение, по прямому смыслу этого повествования. Это встреча Симеона, который с этого времени стал Богоприимцем и Христа Спасителя.

Для праведного Симеона, по слову владыки, эта встреча имела огромное значение, потому что, как повествует евангелист, «ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня» (Лк. 2:26). Из церковного предания мы знаем, что он жил долгое время и ждал избавления, ждал Спасителя. Фигура старца Симеона - это олицетворение всего Ветхого Завета в его жажде встречи со Христом, шире говоря, это олицетворение всего человечества, которое тоже нуждалось в спасении, и в своих лучших представителях иудейского и языческого миров предвкушала, ожидала, чаяла этого спасения, и вот этот час настал. «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко», - говорит Симеон вместо священника, который должен произнести благодарственную молитву, старец сам обращается к лежащему на его руках Младенцу, как к Владыке неба и земли, - «по глаголу Твоему, с миром; яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков (народов), и славу людей Твоих Израиля».

После этого старец предрёк испытания, которые выпадут на долю не только лежащего на его руках Младенца, но и Его Матери: «И Тебе Самой оружие пройдет душу» (Лк. 2:35). И когда происходило спасение мира на Голгофе, и Матерь Божия вместе с Иоанном и Марией Магдалиной предстояла Кресту, Она, конечно, не могла их не вспомнить, да Она никогда и не забывала этих слов. Но в целом, слова праведного Симеона исполнены большой, светлой надеждой, потому что он после этой встречи со Христом уходит из этого мира, надо думать, укреплённый, освящённый, преображённый, с надеждой, что и там во тьме смертной Этот Младенец, Которого он держал на руках, не оставит его Своим светом, Своим спасением.

Владыка также отметил, что в этот день, в праздник Сретения, мы, конечно, вспоминаем не только события двухтысячелетней давности, но, как и в другие праздники, стараемся сделать выводы для самих себя. Что для каждого из нас означает встреча со Христом? Ведь надо полагать, что каждый, уверовавший, ставший членом Церкви, кто сохраняет верность Христу, старается жить по Евангелию, кто участвует в Таинствах, кто старается исполнять заповедь о любви к Богу и ближнему, стал на этот путь не случайно. И начало нашей жизни с Богом и можно назвать встречей. У каждого человека она совершается по-разному. Обратим внимание на Священное Писание: - на все призвания к служению Богу пророков, начиная с патриарха Авраама, затем апостолов, заканчивая гонителем, который стал ревностным проповедником - апостолом Павлом - в каждом отдельном случае это была по-своему уникальная и неповторимая встреча с Богом, сретение, преобразившее человека.

Как же наша жизнь должна быть преображена? Как мы в своей жизни должны поступать по отношению к Богу, к другим людям в контексте этой встречи со Христом? Если мы вспомним ещё евангельский рассказ минувшей Недели о Страшном суде, то увидим, как мы должны относиться к встрече со Христом в лице своих ближних, которые окружают нас, которые иногда раздражают, но которые нуждаются и в добром слове, и в добром деле, и в нашей молитве. Остаёмся ли мы всегда на высоте своего христианского призвания в такой встрече с Богом? Помним ли мы с вами о той последней и самой важной встрече, которая предстоит каждому из нас за пределами временной жизни? Вот это, пожалуй, самые важные вопросы, которые мы должны в этот праздник себе задавать и своими делами, своей жизнью в Боге находить на них ответы.

После Причастия было совершено славление с молитвой перед иконой праздника. По окончании Литургии владыка прочитал обращение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла по случаю Дня православной молодёжи, который празднуется в день Сретения Господня.


Его Преосвященству сослужили священник Евгений Зайцев и иеромонах Сергий (Шардаков). За богослужением пел хор под управлением Чушкова Р.Е.