Епископ Арсений поздравил сотрудников и осуждённых «Белого лебедя» с наступающим Рождеством

4 января 2018 года епископ Арсений совершил Божественную литургию в день престольного праздника в храме святой великомученицы Анастасии Узорешительницы в СИЗО-1 Великого Новгорода.

За Божественной литургией были вознесены особые прошения и молитвы о всех начальствующих, служащих и заключённых исправительного учреждения. После причастия было совершено славление с молитвой великомученице Анастасии. По окончании Литургии владыка обратился к молящимся со словами проповеди. Он отметил, что Рождество Христово - это не только один из величайших праздников в Церкви, в историческом смысле - это главное событие в человеческой истории, потому что пришествие Бога в мир во Христе разделило нашу историю на временные отрезки: «до нашей эры», то есть до Рождества Христова, и «нашу эру», после Рождества Христова. Это событие не только изменило лицо нашего мира, внушая ему посредством евангельской проповеди идеалы справедливости, добра, милосердия и сострадания, но и сделало каждого из нас сыном Божиим или дочерью Божией. Отныне все мы - Его семья, если мы следуем за Ним, стараемся исполнять Его слово, чувствуем себя одним целым, Церковью, т. е. Его народом, Его семьёй.

Владыка напомнил, что в сегодняшнем апостольском чтении мы слышали слова апостола Павла: «Закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою; по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя. Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса» (Гал. 3:24-26). О каком законе говорит апостол, что он был детоводителем ко Христу? Слово «детоводитель», как подчеркнул владыка, это буквальный перевод греческого слова «педагог». Так в античном мире назывался раб в семье состоятельных господ, который отличался почтенным возрастом и добрым нравом. В обязанности таких детоводителей, педагогов, входило отводить ребёнка, наследника этой фамилии, в школу к учителю, охраняя его от всевозможных опасностей. Закон Ветхого Завета, что был до Христа, по мысли апостола Павла, и был таким детоводителем, тем, кто приготовил пришествие Христово, тем, кто привёл человека к истинному Учителю и Спасителю душ и телес наших, Господу Иисусу Христу.

Начиная с первых людей, оторванных от Бога, человечество страдало от болезней, страстей, грехов, смерти и жило лишь надеждой на спасение. Только в одном народе сохранялась память об истинном Боге, Который сотворил мир, сотворил человека, поселил в его раю и Который, согрешивших, отошедших от Него Адама и Еву, обнадёжил обещанием спасения. Память о том, что должен прийти Спаситель, сохранялась сначала из рода в род среди потомков Адама и Евы, а потом через Авраама, праведника Ветхого Завета, и его потомков. Вера в единого истинного Бога стала достоянием израильского народа, тогда как все остальные люди забыли о Нём. Они верили во множество богов. Из истории мы знаем, что было язычество, анимизм, шаманство, магия - всё это пленило души древних людей, а вера в истинного Бога сохранялась только среди одного народа, поэтому он и назывался избранным народом. Потому и апостол Павел говорит, что Ветхий Завет, пророки и Закон были даны для одной цели, чтобы подготовить мир к пришествию Христа, таким образом, весь Ветхий Завет, вся история израильского народа, как и история всего древнего мира, в общем смысле, является подготовкой к пришествию Христа.

Епископ Арсений отметил, что под словом «Закон» имеется ввиду обрядовый Закон, Заповеди Ветхого Завета, которые воспринимал с молоком матери каждый израильтянин: это и Десять заповедей, известные нам в христианской Церкви, и многочисленные предписания относительно пищи, праздников, богослужений в Иерусалимском храме. Апостол говорит, что всё это было лишь только подготовкой, все это - детоводитель ко Христу. В более широком смысле, близком и для нас с вами и во все времена, закон - это принцип юстиции, справедливости. Как религиозный Закон Ветхого Завета, так и светские законы во все времена, призваны наказывать человека за какие-то злодеяния или правонарушения и ограничивать распространение греха в этом мире. Апостол Павел говорит, что, на самом деле, это не тот уровень, на котором мы общаемся с Богом, это только подготовка к настоящему общению, закон - это принцип справедливости, человек получает по своим заслугам, а во Христе нет справедливости, во Христе нам открывается любовь. Именно Христос, воплотившийся Богочеловек, открыл миру, что Бог есть любовь, что Он любит каждого человека, независимо от дел закона, независимо от того, праведен или грешен этот человек, независимо от его заслуг, независимо от того, насколько он далеко отошёл от Бога, пойдя против Его закона и закона человеческого. Как отметил владыка, для нашего Небесного Отца нет никакой разницы, каково прошлое человека, если сам человек в настоящем стремится к миру с Богом и со всеми людьми, и в будущем показывает серьёзность этого решения, принося Господу добрые плоды покаяния. Покаянием в Церкви называется изменение жизни: это не просто исповедь, это то, что охватывает всю нашу жизнь, когда мы обращаемся от зла к добру, от греха к праведности, от тьмы к свету, от дьявола ко Христу. 

Дальше апостол продолжает: «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» (Гал. 3:27). Принявшие крещение в христианской Церкви, облекаются во Христа. Образом этого выражения «облечения» с древних времен были белые одежды новокрещённых, но это не просто символ чистоты, подчеркнул владыка, но и образ облечения во Христа. Для людей, которые принимают крещение или приходят к вере во взрослом возрасте, всё это понятно. Они испытывают самые сильные переживания, которые охватывают их, преображают жизнь и сердце к лучшему, и эта вера во Христа делает людей сопричастными Господу. Это происходит в Церкви, когда мы причащаемся все из одной Чаши, это происходит в молитве келейной, частной или церковной, это происходит при совершении добрых дел - Христос входит в нашу жизнь и делает нас одним народом - Церковью. И эту мысль дальше продолжает апостол Павел: «Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3:28). Во времена апостола, как и сейчас, наверно, среди иудеев была распространена молитва, любой правоверный иудей каждый день благодарил Бога за то, что он не создал его язычником, рабом или женщиной, и вот апостол Павел намеренно изменяет это иудейское представление, говоря, что во Христе все эти различия - ничто, они распадаются, они стираются и все мы - одно, мы Божии чада, наследники Его Царства, наследники жизни вечной, если только воспринимаем веру во Христа и стремимся жить так, как Он заповедовал, т. е. жить с Богом здесь на Земле, чтобы общение с Ним продолжилось и в нашем вечном бытии.

По окончании богослужения владыка вместе с представителями администрации следственного изолятора посетил камеры с несовершеннолетними, поздравил их с праздником святой великомученицы Анастасии Узорешительницы и наступающим Рождеством Христовым и вручил подарки.