Епископ Арсений: Любовь Божия изливается на всех людей

16 августа 2017 года, в день памяти преподобного Антония Римлянина Новгородского чудотворца, епископ Арсений в сослужении духовенства совершил Божественную литургию и молебен перед иконой преподобного в Софийском соборе.

Затем владыка Арсений обратился к верующим с архипастырским словом. Он напомнил, что в сегодняшнем Евангелии мы слышали слова Господа, обращённые к книжникам и фарисеям: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников, и говорите: если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков; таким образом вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков» (Мф. 23:29-31). Спустя какое-то время Господь снова обращается к ним: «Да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником» (Мф. 23:35). Таким образом, прославляя память святых, как сегодня мы прославляли преподобного Антония Римлянина, мы каждый раз должны задаваться вопросом: для чего в Церкви установлена память всех этих святых и что эта память значит для нас? Ведь литургическое поклонение - это только одна составляющая почитания святых. Как же это почитание должно отражаться на нашей жизни? Владыка отметил, что обличение Господа, адресованное книжникам и фарисеям, должно быть, отчасти, применимо и к нам самим. Господь говорит нам о том, как не надо относиться к святым, ведь современники Господа Иисуса Христа, книжники и фарисеи, ухаживали за гробницами пророков, которых убили их отцы, и Господь напоминает им, что вся история Израиля в этом отношении кровавая. Он говорит, что народ избранный и возлюбленный Богом снова и снова предавал или убивал Его посланников, какими были пророк Исаия, Иеримия, пророк Илия, который скитался, будучи в изгнании, опасаясь за свою жизнь.

И главное, как подчеркнул владыка, Господь предупреждает тех, кто Его слушает, что то же самое происходит и сейчас, он обличает их в неверии в Него. Он говорит, что они строят коварные замыслы, чтобы погубить Его, Сына Божия, Спасителя мира. Далее Спаситель говорит им: «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст» (Мф. 23:37-38). Из евангельской истории известно только о нескольких посещениях Господом Иисусом Христом Иерусалима в дни праздников, но эти слова открывают нам то, что Евангелие - это не подробное описание всей Его жизни, а только основные Его идеи и слова, которые неоднократно были обращены к одним и тем же людям. Вероятно, много раз обращался Господь и к жителям Иерусалима, но, возможно, имеется ввиду и то, что Он - именно Тот, кто руководил историей Израиля, историей Ветхого Завета, Он - Тот, от Чьего имени говорили пророки. Тогда и сейчас обращается к ним Тот же самый Господь, и как пророков не принимали и побивали камнями, так Господь прозревает уже и Свой Крест, и свою Голгофу и предупреждает об этом неверующих книжников и фарисеев, духовных вождей израильского народа. 

«Как птица собирает птенцов своих под крылья» (Мф. 23:37), - этими словами Новый Завет возвестил нам, что Бог есть любовь, и Господь Иисус Христос в полноте откроет любовь Божию к миру. Посредством Своей смерти и воскресения Он сделает нас, Его последователей, причастниками и наследниками жизни вечной. Эта любовь Божия изливается на всех людей, но не каждый из нас откликается на нее. Но что знал о любви Ветхий Завет? Пророки возвещали суд Божий, Закон Божий, прежде всего, закон единобожия и суровый нравственный закон. Это обличение, это возвещение очень не нравилось миру, людям, как не нравится и сейчас, потому пророки и были гонимы за своё слово, за свидетельство Божие. Возвещали ли они любовь Божию к этому миру? Скорее всего, Новый Завет является этим возвещением, откровением Божией любви, и духовно чуткие люди и пророки не могли не предузреть, насколько бережно и внимательно Бог относится к Своему творению. И уже в Ветхом Завете мы находим слова Господа: «Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя». (Ис.49:15). Итак, вот это возвещение любви, проповедь Евангелия, которую принёс Спаситель, снова наталкивается на непонимание, на неверие и предательство. Мы знаем как в дальнейшем развивались евангельские события: Крест, Воскресение, проповедь апостолов, основание Церквей и призвание всех людей, в том числе уже и нас с вами, к вере во Христа и основанную Им Церковь.

Как отметил владыка, эти строгие и предупреждающие слова, сказанные в нынешнем Евангелии о тех, кто побивал камнями пророков и об Иерусалиме, детей которого, как птица птенцов своих, хотел собрать Господь должны звучать предупреждением и для нас с вами. Мы, почитающие святых, следуем ли путём святых угодников Божиих? Ведь святые - это звезды, указующие нам путь во мраке ночи в житейском море. Следуем ли мы этим путём, которым они нас увлекают или же наше почитание похоже на почитание книжников и фарисеев, которые почитали гробницы пророков, а сами были по духу глубоко чужды этому пророческому служению, пророческому слову? Открываем ли мы свои сердца, в отличие от жителей Иерусалима, слову Божьему, слову правды Его и любви, принимаем ли, в конце концов, Господа в своей жизни или наша вера формальна? Слова Христа, которые мы слышали сегодня, пусть будут не столько судом, сколько предупреждением для каждого из нас, чтобы мы соизмеряли свою совесть, свою духовную жизнь, свой духовный уровень с ними. И почитая святых, читая их жития и поучения, вдохновляясь примером их жизни, смотря на их изображения, мы учимся тому, как следует открывать свои сердца Богу и впускать Его в свою жизнь. Посмотрим на иконы святых на иконостасе. Это не портреты, не прижизненные фотографии. В них запечатлено нечто большее, а именно, жизнь духа человеческого, обращенного к Богу. Такая обращенность к Его любви, слову и заповедям - это то, что требуется от каждого из нас, к чему мы все с вами призваны, и чему научают нас все святые угодники.