Епископ Арсений: Любовь милующая - это добродетель, которой преподобный Серафим обладал во всей полноте

1 августа 2017 года епископ Арсений совершил Божественную литургию в день престольного праздника в храме преподобного Серафима Саровского поселка Парфино. По окончании Литургии был совершен молебен с молитвой преподобному Серафиму.

По окончании богослужения владыка обратился к прихожанам с проповедью. Он отметил, что первого августа по новому стилю состоялись два важных события, связанных с великим русским святым – преподобным Серафимом Саровским. Первое – это первое обретение мощей и канонизация святого, состоявшаяся в 1903 году по велению императора Николая II. Второе событие - это второе обретение мощей святого уже в 1991 году, когда после эпохи атеизма, мощи преподобного Серафима Промыслом Божиим были снова явлены для почитания всем чадам Русской Православной Церкви и крестным ходом перенесены в Дивеево, где и находятся по сей день.

Владыка подчеркнул, что преподобный Серафим относится к числу особо почитаемых святых, хотя он жил не так давно, и по времени прославления он один из поздних святых Православной Церкви. Однако, трудно найти храм, где не было бы иконы этого святого. Существует множество икон, храмов и монастырей в его честь не только в Русской Православной Церкви, но и во всем православном мире: в странах Европы, в Америке, Грузии и многих других местах, где исповедуют православную веру. Чем же близок преподобный Серафим сердцам не только русских людей, но и сердцу каждого православного человека? Он близок всем нам любовью милующей - этой великой силой, которая способна спасти мир, о чем говорил в романе Достоевского «Братья Карамазовы» старец Зосима. И преподобный Серафим, как считается, был одним из прообразов этого героя. Любовь милующая - это та добродетель, которой преподобный Серафим обладал во всей полноте, и эта любовь изливалась на каждого, приходящего к нему. Как подвижник, с ранних лет посвятивший себя иноческому пути, он прошел все стадии монашеского жития: общежительный монастырь, уединенная жизнь, столпничество и затворничество. И, стоит заметить, что примерно в ту же эпоху такое же явление старчества происходило в другом месте, в Оптиной пустыни, когда старцы открывали двери своих келей для всех приходящих, жаждущих духовного развития, утешения, ищущих, прежде всего, живого слова о Боге, а также просящих духовных советов, исцеления, утешения, помощи в какой-то нужде. Как две тысячи лет назад люди приходили к Спасителю со своими нуждами, так и впоследствии, они приходили к старцам, видя в них ту самую любовь, обращенную к миру, которая сияла во Христе. Отблеск этой любви сияет на ликах всех святых. Подобная любовь жизненно необходима этому миру и каждому человеку.

Так возродилось старчество, казалось бы, давно забытое в России, особенно в синодальное время, начиная с Петра I. Оно было наполнено духом древних подвижников, которые могли свидетельствовать о Боге, не опираясь на свою образованность, а, опираясь на опыт личного общения с Богом. Такие подвижники, как преподобный Серафим Саровский, Оптинские старцы и прочие обладали глубоким и сокровенным знанием Бога, и поэтому их слово, исходящее из глубины духовного опыта, было острее и действеннее всех прочих проповедей и писаний о Христе. Самое важное в служении старчества - это то, что старец обладает добродетелью всеобъемлющей любви. Каждого, приходящего к нему, он принимает, как родного так, как и Сам Господь принимает каждого из нас. Старец есть свидетель, провозвестник и, можно сказать, проводник любви Божией для нашего мира. Как люди, жившие во времена преподобного Серафима и Оптинских старцев, так и мы с вами нуждаемся в таком обращенном к нам слове о любви, живом свидетельстве любви Божией ко всему миру и к каждому человеку в отдельности.