Епископ Арсений совершил Божественную литургию в день престольного праздника в деревне Менюша

7 июля 2017 года епископ Юрьевский Арсений в в сослужении духовенства совершил Божественную литургию в день престольного праздника в храме святых праведных отроков Иоанна и Иакова в деревне Менюша, которая отметила 525 лет со дня основания. По окончании литургии был совершён молебен и крестных ход с молитвой крипте перед мощами святых праведных отроков.

По окончании богослужения владыка поздравил прихожан с памятью святых праведных Иоанна и Иакова и святого Иоанна Предтечи и обратился к ним со словом. Он отметил, что Сам Господь говорит о пророке Иоанне, что «из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя» (Мф. 11:11). Иоанна был последний величайший пророк Ветхого Завета, пришедший в мир для того, чтобы уготовать путь для Христа Спасителя. Его пришествие за много веков ещё в VIII в. до Р. Х. пророком Исаией было предсказано словами: «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему» (Ис. 40:3). И именно с описания рождества Иоанна Предтечи евангелист Лука начинает свое повестование, и по сути дела, с описания этого события начинается евангельская история Нового Завета. Об Иоанне известно, что он родился от престарелых родителей: священника Захарии и супруги его Елизаветы, родственницы Марии будущей Матери Спасителя. Супруги вели праведную жизнь и дожив до глубокой старости не имели детей, а это было тяжёлым испытанием, и сейчас это источник страданий для людей, а тогда в ту эпоху бытовало убеждение, что бездетность - это следствие грехов, знак гнева Божия, и в праведности этих людей были большие сомнения. И снова, как во времена библейской истории, истории с рождением Исаака от Авраама и Сарры, как история рождения пророка и судии Сампсона от его престарелых родителей, как с историей рождения Пресвятой Девы, Которая, согласно преданию, тоже была плодом праведности Ее престарелых родителей, Господь видимо проявляет Свою власть над законами естества, показывая, что спасение, которое будет совершено во Христе, это не естественное следствие истории мира, а это особое дело Божие. Потому Господь, на протяжении всех поколений, готовил человечество, весь мир, а особым образом один народ, в котором и были предки Спасителя по плоти, к пришествию Бога в мир, к спасению этого мира. Каждое такое рождение Исаака от Авраама или Пречистой Марии от Ее родителей Иоакима и Анны - это видимое знамение благодати Божией в этом мире.

Таким же, как подчеркнул владыка, стало и рождество Иоанна Крестителя, о котором возвестил архангел Гавриил его отцу, когда тот, по порядку своей череды, то есть очереди священного служения, нёс службу в Иерусалимском Храме. И Евангелие говорит о том, что Захария не поверил, что у него старого и бездетного человека и его состарившейся жены может родиться сын. И в ответ он услышал: «Я Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан говорить с тобою и благовестить тебе сие; и вот, ты будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется, за тó, что ты не поверил словам моим, которые сбудутся в свое время» (Лк. 1:19-20). В этих словах описывается зачатие Иоанна Предтечи и сказано о том, что Елизавета, зачав будущего Предтечу, «таилась пять месяцев» (Лк. 1:24), то есть никому ничего не говорила. На шестой же месяц был послан тот же архангел Гавриил к Пречистой Деве Марии возвестить Ей благую весть о рождении Ею Сына, Спасителя мира Иисуса Христа - то событие, которое мы вспоминаем в праздник Благовещения. То есть, согласно евангельской истории, Предтеча родился на полгода ранее Иисуса Христа для того, чтобы стать вот этим пророческим гласом вопиющего в пустыни и подготовить пришествие Спасителя. В Еваенгельском же рассказе этого дня повествуется, что после рождения младенца Иоанна разрешились уста его отца и тот благословил Бога: «И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицем Господа приготовить пути Ему» (Лк. 1:76), заканчивается же это Евангелие словами: «Младенец же возрастал и укреплялся духом, и был в пустынях до дня явления своего Израилю» (Лк. 1:80). То есть, примерно, до тридцатилетнего возраста, когда он станет проповедником покаяния в пустыни, обращая свою проповедь всем сынам Израиля: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3:2). По слову владыки, Иоанн не отвергал никого, но грозно обличал в духе и силе древних пророков, таких как Илия, проповедуя покаяние, как необходимое условие для того, чтобы принять в свою жизнь Царство Божие. Таким образом, он стал Предтечей. Как он оказался в пустыни, как там рос и возрастал Евангелие не упоминает, и как говорит Иоанн Златоуст, не спрашивай меня об этом, это только Одному Богу известно, как этот младенец, мальчик, а потом муж переживал зной и холод, но очевидно, что он особым образом готовился к своей миссии, ради которой он родился в этом мире, стать Предшественником, Провозвестником Спасителя, последним пророком Ветхого и первым пророком Нового Завета, который указывает на Христа: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин. 1:29). И не случайно, что некоторые ученики Иоанновы стали и первыми апостолами Христовыми, такие как Андрей и Иоанн. Древнее церковное предание повествует о том, что в пустыню младенец Иоанн был унесен его материю Елизаветой, в то время, когда царь Ирод послал убить младенцев в Вифлееме и его окрестностях. И для того, чтобы спасти младенца Иоанна его мать укрылась в пустыне, тогда как ее супруг Захария был убит. 

Образ Предтечи Спасова Иоанна, по слову владыки Арсения, был дорогим для христиан с самых древних времён. Он остаётся самым почитаемым святым в Церкви после Божией Матери. Во многом, потому что он является образцом для каждого каждого из нас и для всей Церкви в целом, ибо то служение, которое он исполнил на земле - это отчасти и служение Церкви сейчас в этом мире - это проповедь покаяния, это обличение в неправде людей грешных, это провозвестие о Христе, как и сейчас Церковь возвещает о Христе и предуготовлявляет каждого из нас к встрече с Ним в вечности, а также предуготовлявляет весь мир ко второму и славному Его Пришествию. Это бескомпромиссная и бесстрашная проповедь не может замолчать, ее нельзя заставить замолкнуть, только, убив Предтечу, царь Ирод смог заставить замолчать пророка обличавшего его, но и тогда слово Иоанна прозвучало во аде для того, чтобы и сущим там возвестить о грядущем избавлении и спасении. И этот образ проповедника покаяния, вся жизнь которого может быть выражена двумя словами - Глас Божий, который всего себя сделал орудием Божией правды и Божией истины в этом мире, может быть, как пример никакого другого святого указывает нам правила нашей жизни и путь, по которому мы должны следовать, чтобы быть верными Христу, чтобы быть друзьями Его, чтобы быть принятыми Им, узнанными Им в Царствии Своём. И вот наши молитвы сегодня Предтече и о Церкви нашей и о стране нашей и о каждом из нас, чтобы по молитвам и Предтечи Спасителева Иоанна и святых праведных отроков Иоанна и Иакова Менюжских, новгородских чудотворцев всех нас Господь утвердил в добром, христианском жительстве, правде, чистоте, в любви к Богу, в добродетели, чтобы мы уже здесь, в этой жизни, а не только в будущей, начали жить по законам Царствия Божия. И таким образом, Царствие Божие будет истинным нашим Отечеством ныне и во веки веков, - закончил владыка своё слово.