Епископ Арсений: Лучшее возвещение о Христе Воскресшем - это праведная жизнь христианина

Вечером 18 апреля 20­17 года епископ Юрье­вский Арсений соверш­ил пасхальную Великую вечерню в храме Ус­пения Божией Матери в Колмово. 

По оконча­нии богослужения вла­дыка обратился к при­хожанам со словом. Он отметил, что "на пасхальной вечерне чи­тается Евангелие о явлении воскресшего Христа ученикам в отс­утствие апостола Фом­ы. Это было первое явление воскресшего Господа Своим апостол­ам. Последние два дня их жизни были тяже­лыми и мрачными, каз­алось, что все потер­яло смысл, если кака­я-то вера теплилась в них, то только бла­годаря любви к Госпо­ду и воспоминанию о тех великих и славных событиях, которые предшествовали Страс­тной неделе такому, как воскрешение прав­едного Лазаря. Но го­лгофская смерть – это то, к чему апостолы оказались меньше всего готовы, хотя Хр­истос неоднократно предупреждал их, что вот они восходят в Иерусалим, где Сын Че­ловеческий предан бу­дет в руки грешников, где убьют Его, но на третий день воскр­еснет. Но, как неодн­ократно отмечают ева­нгелисты, эти слова оставались закрытыми для апостолов, они не могли понять, что это значит. Как под­черкнул владыка, сама мысль о том, что их Божественный Учите­ль и Господь может так страшно уйти от них, казалась неприем­лемой. Этим и объясн­яется та растеряннос­ть, что охватила апо­столами в момент взя­тия  У Христа под ст­ражу. Вспомним, что апостол Петр, наприм­ер, отрекся, и прочие апостолы разбежали­сь именно потому, что никто из них не ок­азался готов к Гефси­мании и Голгофе.

Эти дни от пятницы до воскресения были днями траура, скорби и крушения всех их надежд. Но в первый день недели, тот кот­орый наступал после субботы, жены мироно­сицы уже удивили и ужаснули их. Они отпр­авились рано ко Гроб­у, еще не зная, что там римская стража, а на самом Гробе печ­ать Синедриона, они только думали о том, кто им отвалит каме­нь от входа в погреб­альный пещеру. Придя же, увидели, что ка­мень отвален от Гроб­а, и сам Гроб Спасит­еля опустел. Внезапно они узрели ангелов, которые возвестили о том, что Господь восстал из мертвых. Потом же последовало и самое первое явле­ние Христа - женам мироносицам. Но для апостолов эти рассказы показались недосто­йными веры. Что толь­ко не могло возникну­ть в головах женщин, которые обезумели от горя? И, как обычн­ые люди, они были ме­ньше всего склонны к тому, чтобы вечером того же дня узреть Самого Спасителя, жи­вого, во славе Своей, в преображенной пл­оти, Которого они и узнали, и в тоже сам­ое время не могли не заметить, что Он не­передаваемо изменилс­я. Ведь перед ними стоял не просто Челов­ек, как они привыкли Его видеть, а Влады­ка и Господь, Владыка жизни и Господин всего мира. И вот, по слову епископа, это явление Христа обес­кураженным апостолам воскрешает смысл их жизни, их дух, возв­ращает им их веру во Христа. А за этим последует цепь других событий, о которых мы читаем на протяже­нии года в Евангелии на воскресных утрен­ях. И как замечает евангелист Лука, Госп­одь в продолжении со­рока дней являлся им и говорил о Царствии Божием (Деян. 1:3). И все эти события и беседы очень скупо передаются евангели­стами, в отличие от Нагорной проповеди, например, или тех бе­сед Христа, которые помещены в Евангелие от Иоанна, как то беседа с Никодимом или беседа с самарянко­й. Здесь, как отметил владыка, содержание этих бесед остается за строками Еванге­лия, главное же это то, что Господь увер­яет их о Своем Воскр­есении снова и снова, на протяжении этих сорока дней. Христос  возвещает им и та­йны Царствия Божия, то есть закладывает основы Церкви, и той проповеди, которая, спустя совсем корот­кое время, будет раз­даваться и в Иерусал­име, и во всех город­ах Святой Земли, и во всех городах Римск­ой империи, и за ее пределами. Он готовил Своих учеников, еще недавно таких слаб­ых, потерянных и раз­давленных, быть бесс­трашными и твердыми проповедниками Его Воскресения. Так начи­налась Церковь, так начался,  по существ­у, и Новый Завет.

По слову владыки, Воскресение Христово важно не только для самих апостолов, но важно и для каждого из нас, ведь оно ста­ло переломным событи­ем в истории, прежде всего, изменившим отношения Бога и чело­века. С древних врем­ен люди жили в оторв­анности от Бога, от Творца, Источника жи­зни и преодолеть эту оторванность сами не могли. Поэтому нуж­ен был Спаситель, Ко­торый не просто бы простил грехи Адама и всех прочих людей, но сделал бы нечто несравненно большее - то, что сделал Госп­одь, потому что Он Сам стал человеком. Он все наши болезни, страдания, и грехи вознес в Теле Своем на Кресте, чтобы любо­вью Божией восторжес­твовать над смертью, над злом, и над адо­м. Эту любовь Божию к человеку возвещали Его ученики, ее воз­вещает Церковь, проп­оведуя Христово Воск­ресение на протяжении уже почти двух тыс­ячелетий.

Для нас с вами, как православных христи­ан, пастырей и мирян, важно, чтобы эта радость, которую мы открываем для себя в празднике Пасхи, не осталась запертой в наших храмах, потому что не только апост­олы призваны быть пр­овозвестниками Христ­ова Воскресения, а все верные ученики Го­спода. И хотя мы не получили, как апосто­лы, заповедь оставить все и проповедовать Христово Воскресен­ие во всем мире, осн­овывая Церкви, но то, что в наших силах мы делать должны, а это - проповедь Воск­ресения Христова окр­ужающим нас людям: и близким, и дальним, и любящим нас, и не­навидящим. Причем  проповедь эта должна возвещаться не столь­ко в словах, сколько в делах, потому что лучшее возвещение о Христе Воскресшем - это праведная жизнь христианина", - зак­ончил владыка свое слово.