Епископ Арсений. Богослужения в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы

7 апреля 2017 года в день престольного праздника епископ Юрьевский Арсений совершил Божественную литургию в храме Благовещения в посёлке Шимск. Накануне вечером владыка совершил праздничное всенощное бдение в Софийском соборе Великого Новгорода.

По окончании Божественной литургии владыка Арсений обратился с проповедью к прихожанам. Он отметил, что праздник Благовещения - это один из немногих праздников в честь Богородицы, о котором упоминает Евангелие. Евангелист Лука повествует, что Мария была простой галилейской девушкой, правда царского происхождения, и хотя потомки царя Давида были многочисленны и  жили, в основном, как бедные люди, но при царе Ироде предпочитали не афишировать свое царское происхождение. Иудеи того времени ожидали Спасителя, как они Его называли Мессию, который должен был происходить из рода царя Давида и восстановить его царство. Все лучшие представители народа ждали, по обетованию пророков этого Царя. К тому же, политические события того времени, как завоевание Палестины римлянами, только усиливали эти чаяния.

И вот Деве Марии Бог судил стать Матерью Спасителя за Ее безграничную любовь к Нему, за Ее великое смирение и чистоту. В какой-то момент, когда этого и не ожидала, Она видит небесного вестника Гавриила, который возвещает, что Она станет Матерью этого Царя. Отсюда и название праздника – благая весть прозвучала из уст архангела. И, как подчеркнул владыка, чтобы эта весть стала благой и для всего мира, для каждого из нас, требовалось еще и согласие Пречистой Девы, ведь Она могла испугаться, отказываться, как это бывает и в нашей жизни, когда мы, по ложному смирению, считаем себя недостойными сделать что-то доброе. Но в Ней не было ложного смирения, а было только подлинное, которым не обладал ни один человек, и чистота, которой, наверно, никто из нас не обладал и не обладает. И в ответ на это благовестие,  что Она избрана быть оружием Божиим, Она не стала спорить с Господом, как когда-то Моисей, который отказывался идти в Египет, или пророк Иона, который бежал от миссии, возложенной на него Господом. Она говорит: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1:38). И вот в этих словах, как бы уже звучит молитва Гефсиманского сада, молитва Сына Ее Иисуса Христа, Который с таким же безграничным смирением обращается к Богу Отцу накануне крестных страданий – «Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк. 22:42). По слову владыки, это самая важная быть молитва для христианина. Эти слова мы произносим, когда молимся молитвой Господней «да будет воля Твоя» (Лк. 11:2). Как правило, нам всем не хватает той внутренней преданности и верности Богу, что явила в этот день Пречистая Дева, став Матерью Спасителя, и тем самым, открыв врата спасения всему миру. Мы часто произносим слова молитвы «да будет воля Твоя» одним лишь языком, умом же размышляя о том, как бы исполнилась моя воля и мои желания, иногда даже не словами, а своими делами, мы говорим Богу -  «не Твоя воля, а моя да будет»! Поэтому нам следует обратить внимание на то, чему учит нас этот праздник. Преданность Богу, чистота, смирение - открывают путь для спасения всего мира, как мы и поем в тропаре праздника  - «Днесь спасения нашего главизна», т. е. начало нашего спасения. Именно в этот момент Сын Божий воспринимает человеческую плоть и кровь.

Также мы находимся в преддверии Страстной седмицы. В субботу вспоминаем воскрешение праведного Лазаря. А в воскресение, которое называем Вербным, мы вспоминаем вход Господень в Иерусалим. Когда никто из тех, кто торжественно встречал Спасителя в тот момент и пел Ему: «Осанна, благословен грядущий Царь во имя Господне», – не представлял того, что это начало Его крестного пути. Они  не ошиблись в том, что Он - Царь, но посчитали, что Он сейчас воцарится и будет земным царем, как Давид или Соломон, а может могущественнее и славнее их. Но Царство Божие не таково, оно не от мира сего. Он - Царь, но Царь мира и Царь наших сердец. И Его крестный путь начинался именно с этого момента, когда все встречали Его, обманываясь в своих земных ожиданиях. Почему, спустя какое-то время, все эти люди будут требовать у Пилата казни? Потому, что Он не оказался тем, кого они ждали, они думали, что Он - освободитель, что накормит всех хлебом, прогонит римлян, а Он говорил о любви Божией к миру и призывал нас любить друг друга. Но нам с вами, как отметил владыка Арсений, конечно же, в преддверии и во время Страстной недели несравненно легче, чем когда-то ученикам Христовым, быть рядом с Ним в его страданиях, потому что мы знаем, чем это закончится. Но ученики не знали, хотя и слышали неоднократно как Христос говорил, что восходит в Иерусалим, где будет предан в руки грешников, будет осмеян и убьют Его, но на третий день воскреснет.

И если в день Благовещения мы вспоминаем начало нашего спасения, то в событиях Страстной недели и Светлого Христова Воскресения мы вспоминаем само свершившееся спасение каждого из нас. Ведь этот путь Христа - крестный путь на Голгофу, в ад, воскресение и восхождение на небеса – это путь, пройденный Им для каждого из нас. И если мы будем жить по учению Его, будем верны слову Его и Церкви Его, то, по неложному обетованию: «Где Я, там и слуга Мой будет», (Ин. 12:26), пребудем с Ним и в вечности", - закончил владыка свое слово.