Митрополит Лев: За что нам дана болезнь?

10 марта 2017 года митрополит Лев совершил Литургию Преждеосвященных Даров в церкви апостола Филиппа Великого Новгорода в сослужении духовенства.

Владыка обратился к молящимся с архипастырским словом, в котором отметил, что Великий пост – это время особой духовной борьбы внутри каждого человека, это время, когда мы должны постараться избавиться от грехов, которые мешают нам приблизиться к Богу. По словам владыки, при современном ускоренном темпе жизни нам некогда думать о своей душе и Боге, мы задумываемся об этом всерьез лишь тогда, когда нас посещает тяжелая, порой смертельная, болезнь. Мы начинаем размышлять и задаваться вопросом: за что нам дана болезнь? Но не осознаем, что именно тяжкий недуг заставляет нас заглянуть внутрь себя. Когда врачи не могут нам помочь, мы понимаем, что стоим перед вечностью и начинаем своими словами обращаться к Богу, чтобы Он отодвинул этот срок ради наших родных и близких, и тех незавершенных дел, которые у нас остались. В это время мы анализируем свою жизнь и понимаем, что жили неправильно, находим в себе много недостатков и грехов. Владыка подчеркнул, что именно в эти моменты пробуждается наше религиозное сознание и рождается сердечная молитва.


--цитата--

«При современном ускоренном темпе жизни нам некогда думать о своей душе и Боге, мы задумываемся об этом всерьез лишь тогда, когда нас посещает тяжелая, порой смертельная, болезнь»

Митрополит Лев


С православной точки зрения, болезнь является нормой земной жизни, поскольку в грехопадении прародителей Адама и Евы человеческая плоть изменила свои качества – стала немощной, склонной к болезням и старости, смерти и тлению. Болезнь – закономерное явление еще и потому, что человек вольно или невольно впадает в грехи, которые также ведут к болезням.

«Причина болезни – грех, своя собственная воля, а не какая-либо необходимость», – утверждал преподобный Ефрем Сирин. «Неужели все болезни от грехов? – говорил святитель Иоанн Златоуст. – Не все, но большая часть. Некоторые бывают от беспечности. Чревоугодие, пьянство и бездействие также производят болезни». «Болезни вместо епитимий идут. Терпите благодушно: они будут, как мыло у прачек», – говорил святой Феофан Затворник. Преподобный Иоанн Лествичник писал, что «болезни посылаются для очищения согрешений, а иногда для того, чтобы смирить возношение».  Известно, что и святые имели болезни, часто неизлечимые. Апостол Павел, например, пишет: «… дано мне жало в плоть… удручать меня, чтобы я не превозносился» (2 Кор. 12:7). Некоторые святые молили Бога, чтобы им была послана болезнь как испытание, дающее возможность совершения сугубого духовного подвига. Таким образом, святые отцы не считали болезнь местью за грехи, а только средством исправления грехов.

Особой болезнью, даже и с медицинской точки зрения, является старость как процесс постепенного физического одряхления человека с общим ослаблением всех телесных функций. Часто в этом состоянии выявляются особым образом свойства личности (души и духа человека), которые могут в противоположность физической дряхлости иметь необыкновенную силу, привлекательность и красоту: перед нами не старик, а старец, вызывающий благочестивое чувство. Таких христиан с иконописным ликом чаще всего можно встретить именно среди православных. Благообразие, однако, не приходит само собой, а является следствием их трудов и терпеливо понесенных болезней. Внешняя и внутренняя красота таких личностей заставляет думать о их святости и о истинности православных путей спасения души.

Мы веруем, что смерть христианина является переходом к новому существованию, новой реальности – вечной жизни человеческой души с Богом. Какое значение имеет телесное здоровье во временной, земной жизни человека с точки зрения его вечного предназначения? С православной точки зрения, телесное здоровье является меньшей ценностью, чем здоровье духовное, ибо очевидно то, что при неразвитости христианского мировоззрения телесное здоровье может быть гибельным для души, так как некоторые заповеди Закона Божия легче нарушать, будучи здоровым, нежели немощным. Телесное здоровье, безусловно, благо, и мы призваны его сохранять. Ветхозаветный мудрец советует нам: «Прежде болезни заботься о себе…»( Сир. 18.19). Но в православном понимании и болезнь является благом, ибо может послужить спасению души человека, совершив в нем нравственный переворот и обратив его к Богу.


Митрополиту Льву сослужили: благочинный Новгородского округа протоиерей Игорь (Беловенцев), настоятеля церкви апостола Филиппа иерей Игорь (Качмар), клирик церкви апостола Филиппа протоиерей Александр (Гринь), клирик Софийского собора иерей Николай (Полозов). Богослужение сопровождалось пением хора храма апостола Филиппа под управлением регента Елены Огарковой.