Епископ Арсений: Мученики – одни из самых значимых и великих святых для Церкви

5 февраля 2017 года в Неделю о мытаре и фарисее, в день памяти Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской и в праздник перенесения мощей свт. Феоктиста, архиепископа Новгородского, епископ Юрьевский Арсений совершил Божественную литургию в Спасском соборе Свято-Юрьева монастыря.

Накануне вечером в этом же храме обители владыка Арсений совершил всенощное бдение.
За Божественной литургией после чтения Евангелия епископ Арсений обратился к прихожанам с проповедью. Он отметил, что помимо того, что в сегодняшний день, первый из воскресных дней, подготавливающих нас к Великому посту Церковь празднует память Собора новомучеников и исповедников Российских. Совершение празднования в честь новомучеников было установлено в нашей Церкви еще на Поместном Соборе 1917-18 гг., когда до участников Собора стали доходить известия о первых пострадавших за веру. 7 февраля (или 25 января по старому стилю) пострадал один из видных иерархов Русской Церкви митрополит Киевский Владимир (Богоявленский), которого замучили до смерти в Киево-Печерской Лавре красноармейцы. И тогда, в начале 1918-го года, устанавливая день памяти новомучеников в ближайшее к 25 январявоскресенье, участники Собора пришли к страшному осознанию того, что для Русской Церкви наступает время, возможно, самого масштабного в истории гонения.

Апостольское чтение за литургией говорит нам о мученичестве. Мученики - одни из самых значимых и великих святых для Церкви. Дни памяти мучеников в древности были первыми праздниками после дня Господнего, и их связывала общая тема – воскресение в жизнь вечную. Это то, что составляет сущность апостольской проповеди – благая весть о воскресении Христа и о жизни вечной, дарованной нам. И как отметил владыка, что«хотя сегодняшнее чтение из послания к Римлянам говорит нам об апостолах, о тех, кто проповедует слово Божие, о свидетелях Христовых, но это свидетельство о Христе составляет сущность служения и апостолов, и мучеников, и всех подлинных христиан вообще».

«Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу. Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями. А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил. Что же сказать на это? Если Бог за нас, кто против нас? Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего? Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их. Кто осуждает? Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас. Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? как написано: за Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, обреченных на заклание. Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас» (Рим. 8:28-37).

Владыка подчеркнул, что «пример святых мучеников был очень важен как для древних христиан, так и для христиан XX века. Апостолы, которые сами стали мучениками, и все последующие страдальцы за веру, заканчивая мучениками XX века, свидетельствуют нам о том, что жизнь Божия сильнее смерти, что Христос победил смерть и дарует эту победу всем возлюбившим Его. И мученики своим примером сделали гораздо больше для христианства, чем самая красноречивая и убедительная проповедь». «Кровь мучеников – семя Церкви», - сказал в конце II века Тертуллиан, имея ввиду, что, несмотря на гонения, Церковь укреплялась и умножалась. Это же справедливо сказать и про гонения XX века. Десятки тысяч верующих, пострадавших за Христа, стали залогом того, что Церковь не была уничтожена, и что для нас с вами стало возможным христианское настоящее и будущее.
2017 год знаменует собой столетний юбилей тех печальных событий. И мы не можем не задаваться вопросом, как же могло случиться, что уже не в древнем Риме, не в какой-нибудь Орде, а в стране с тысячелетней православной историей, которую называли Святая Русь, Церковь которой была самой многочисленной в мировом Православии, развернулись беспрецедентные гонения на веру? Православные крещеные русские люди разрушали храмы и расстреливали священников. Это говорит, как минимум, о том, что мы не можем идеализировать ни наше государство 1917-го года, ни даже Российскую Православную Церковь в целом. В среде революционеров были и те, кто учился в духовных семинариях, и те, кто, безусловно, общался со священнослужителями в тех или иных ситуация. Были и те, кто видел дурной пример в среде духовенства, видел, что сущностью веры многих мирян является лишь внешнее, фарисейское исполнение многих обрядов, но отсутствует дух Христовой любви, отсутствует жизнь согласно Евангелию. Владыка особо отметил, что «эти лицемерие, фальшь и равнодушие разрушало Церковь, а люди, искавшие справедливости, сделали для себя вывод, что Бога нет, и Христа не было, и Церкви не должно быть. Поэтому память новомучеников это не только слава нашей Церкви, но и горький упрек, вызов для нашей совести. Ведь мы, должны признать, что мы не лучше тех пастырей и мирян, которые составляли собой русское Православие в конце XIX-го и начале XX-го века. И то, что имеем честь быть членами Русской Церкви, принадлежать Христу - это, конечно, не наша заслуга, а дар Божий, а также молитвы многих наших новомучеников и исповедников». И их святые лики на иконах должны быть судом для нашей совести, чтобы мы задумались над тем, чьими духовными наследниками мы являемся – новомучеников и исповедников Церкви Русскойили же тех, кто молчаливо соглашался с гонителями Церкви, не говоря уже о самих гонителях? Верность святым мученикам должна нас духовно отрезвлять от идеализации как советского прошлого, что особо актуально сегодня, так и дореволюционной России.

«Можем поразмышлять и о том, почему новомученики и исповедники Церкви Русской не так популярны среди рядовых верующих, как святые целители и чудотворцы. Именно потому, что они – суд нашей совести, призывающий нас сообразовывать нашу христианскую церковную жизнь сих верностью Христу даже до креста. Они призывают нас в вечность, а не сулят какие-то сиюминутные блага. И мы, не ожидая гонений (нам, быть может, никогда не придется пережить то, что выпало на их долю) должны каждый день нашей жизни рассматривать как испытание нашей совести, насколько мы верны Христу и любви Божией. По молитвам новомучеников и всех святых Русской Церкви каждый из нас мог бы получить от Бога нечто превышающее любые наши земные ожидания, а именно то, что бы нам соответствовать великим словам апостола Павла обо всех верных свидетелях Христовых:
«Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 8:38). Аминь!», - закончил владыка свое слово.

По запричастном стихе к прихожанам обратился с проповедью студент 4 курса Новгородского духовного училища Заленский Александр.

Также после Причащения было совершено славление с молитвой перед мощами святителя Новгородского и чудотворца Феоктиста.