390

6 мая 2022 года, в день памяти великомученика Георгия Победоносца, небесного покровителя Свято-Юрьева монастыря, епископ Арсений в сослужении духовенства совершил Божественную литургию в Юрьевской обители. Накануне вечером владыка возглавил всенощное бдение в Спасском соборе монастыря.

По заамвонной молитве был совершён крестный ход вокруг обители, славление с молитвой святому великомученику Георгию в Георгиевском соборе и освящение колива, которое раздали всем паломникам.

Затем владыка Арсений обратился к молящимся с архипастырским словом: «Всех вас, дорогие отцы, братья и сестры, прихожане, паломники из Петербурга и Москвы, сердечно поздравляю с престольным праздником нашей обители. И так знаменательно, что в пасхальное время, когда победная, ликующая песнь о Христе Воскресшем переполняет наши храмы и наши сердца, мы празднуем память одного из великих святых древности - святого великомученика и победоносна Георгия. Он почитался и в Византии, и в России, как покровитель православного воинства. Но если мы вспомним его жизнь, то мы увидим, что его подвиг был чем-то высшим, чем-то более значимым. И победа, которая стала как бы его вторым именем собственным - «Победоносец», - совсем иная.

В те древние времена, когда христианство было преследуемо в Римской империи, и сама принадлежность человека к Церкви считалась преступлением, достойным смерти, христиане особенно чествовали своих святых - своих братьев и сестёр, которые пролили кровь за Христа. Их кончина называлась «свидетельством», а они сами были «свидетелями Христовыми».  Греческое слово «мартис», которое в некоторые языки перешло без перевода, буквально означает «свидетель». Но в русском языке это слово приобрело определённую смысловую передачу - «мученик». С самых ранних времён Русская Церковь с нелёгкой отечественной историей, вероятно, усмотрела какие-то другие акценты в подвиге этих святых, обращая внимание больше на страдания за Христа.

Но свидетельство это говорит не только и не столько о страдании. Мученики назывались свидетелями веры, потому что они были свидетелями Воскресения. Они не
«умирали» за Христа, а воскресали с Ним, «рождались в жизнь вечную». Так верила Церковь тогда, так веруем и мы, почитающие этих святых. Мученики, особенно чтимые, такие, как Георгий, как великомученик Пантелеимон, как другие древние святые, начиная от апостолов, - засвидетельствовали своей кровью верность Христу, и почитались церковными общинами, как свидетели веры. Как свидетели того, что, как пишет апостол Павел: «Ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем (Рим.8:39). Они свидетельствовали о том, что Христос победил смерть, и они вместе с Ним побеждают смерть.

Как для ранних христиан, так и для нас с вами почитание мучеников древности или новомучеников и исповедников Церкви Русской, имеет, прежде всего, пасхальное измерение. Потому что они - живые свидетели Воскресения Христова, именно в этом их значение для Церкви. Они свидетели Его победы, которая является и нашей с вами победой, нашим достоянием, нашим с вами призванием, в конце концов. И ежегодное празднование древних мучеников, как и современных святых, должно каждый раз отсылать нас к этой великой и неизреченной тайне Божественной любви. Любви, которая создала этот мир, которая явилась в этом мире в образе Человека, которая сошла в преисподнюю в поисках человека, отошедшего от Бога. Любви, которая воскресла для того, чтобы воскресить с Собою всех нас и весь мир. И об этом - вечное свидетельство Церкви».