РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ митрополита Новгородского и Старорусского Льва

Рождественское послание митрополита Новгородского  и Старорусского Льва боголюбивым пастырям, честному иночеству и всем верным чадам Новгородской митрополии.

Дева днесь Пресущественного рождает
И земля вертеп Непреступному приносит
(кондак Рождеству Христову)

 

Возлюбленные отцы, братья и сёстры!

Ветхозаветный мир нуждался в Спасителе, и в молитвенных воздыханиях избранного народа звучали слова древнего псалмопевца: “Пошли свет Твой и истину Твою, пусть они поведут меня, приведут на святую Твою гору и в жилище Твое» (Пс.42,3).

Но как отделить Истину от лжи, мало ли лжепророков появлялось в истории, обещая спасение и благоденствие? По слову же пророка Исайи, к которому обращается евангелист Матфей, Сам Господь даст непреложное знамение рождения в мир Божественного Света и Истины: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил, что значит: с нами Бог» (Мф. 1,23).

И так было: «Юная» «… превзошла законы человеческого существа, родив Отчее предвечное Слово…», потому как «… благоволи Сам запечатанную утробу проити истощанием странным…». «Днесь всяка тварь веселится и радуется, яко Христос родися от Девы Отроковицы» и «Небеса возвещают миру о рождении Спасителя, Господа и Владыки» ( из канона на Рождество Христово).

Родившийся от Девы Спаситель мира  есть истинный властитель человеческих сердец. Потому Он и возбуждает ненависть тех, кто стремится властвовать, но не может овладеть внутренним миром человека.  Ирод Великий был именно тем правителем, который не только имел безграничную власть над своим народом, но и действительно успешно трудился, обустраивая города и крепости, украшая Иерусалимский храм, чтобы снискать благоволение благочестивых людей. Но его не любили, потому что он был чужим. Ирод чувствовал свою незаконность во власти, как её понимал избранный народ, и, боясь потерять её, прибегал к жестоким гонениям. Подобные драматические ситуации  в истории и нашего Отечества, да и везде в мире, случались достаточно часто. Евангельская история обнажает саму суть исторической драмы: просто властвовать мало. Властвовать всецело над человеческими сердцами – вот истинная цель « сильных мира» сего.

Кому может угрожать родившийся в убогой Вифлеемской пещере младенец и почему Он становится как бы косвенной причиной гибели множества других? Повитый пеленами разве может нести ответственность за преступления взрослых?  Убиенные младенцы - на совести безликих исполнителей чужой воли убийц. В Воскресении же Своём Христос вернёт их отчаявшимся матерям.

Мир, сотворённый Премудрым Словом, воспевает Рождество Богомладенца; мир, создаваемый человеком, ищет погибели того, кто предназначен царствовать  в сердцах. И потому только тот, кто будет верен до конца Христу, сохранит себя от окончательного порабощения теми соблазнами, которые лавинообразным потоком изливаются на современного человека, пытаясь заполнить всю без остатка его внутреннюю жизнь. «Ты родился, чтобы взирать на Бога, - восклицал святой Василий Великий в IV веке, - а не ползать по земле; не наслаждаться удовольствиями скотов, а готовить себя к Царствию Небесному».

Все замечательные достижения современной цивилизации теряют для человека свою ценность, если уводят его из мира высоких духовных смыслов. Всё, что поражает сегодня воображение современного человека: искусственный интеллект, обещание безграничности человеческой жизни, освобождение от изнурительного труда, - уже провозглашалось совершителями мировой революции во имя счастливого будущего. И содержанием этой счастливой жизни должен стать творческий труд, приносящий одну только радость. И потому жертвы и их количество, приносимые во имя этой всеобщей радости, не имели значения. Но стоило бы нам задуматься над удивительно современным вопрошанием святого Иоанна Златоуста: «Сколько царей воздвигали города, - рассуждает он, - строили пристани, давали им имена свои и по смерти не получили себе никакой пользы…?  А рыбарь Пётр, не сделавший ничего такого, но преданный добродетели, занял царственный город и после смерти сияет светлее солнца».

Застроить мир городами,  дорогами и центрами игрового пространства может быть и под силу человечеству. Но как продолжительна для него будет эта скучная радость? Сиять светлее солнца в вечности со Христом может только преданный добродетели. Тот, кто не только жизнь, но и душу свою полагает за друзей своих. «И тот из нас совершеннейший, - восклицает святой Григорий Богослов, - кто, при помощи великого Бога, храня в сердце пламенную любовь к добродетели, поспешает на высоту, а грех гонит от себя прочь…».

Пастухи, которые в тиши палестинской ночи услышали прославляющие Бога небеса, были очень далеки от радостного творчества по созданию искусственного мира. Они принимали Божий мир как дар, чистым сердцем. Они умели слышать Небеса, под которыми жили, потому что в сердцах их звучали слова древних псалмопевцев: «Небеса проповедуют славу Божию…» (Пс.18,2) «…небеса провозгласят правду Его…» (Пс. 49,6).

Потому и поверили, услышав ангельское пение: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человецех благоволение» (Лк. 2, 14). И пошли, чтобы своими глазами увидеть в яслях лежащего Богомладенца. Даже и не подозревая, что из далёкого Востока идут ко Господу мудрецы,  тоже услышавшие голос Небес.

Пойдём же и мы с Вами, дорогие братья и сёстры, посмотреть на родившегося Спасителя мира, обвитого пеленами и пронзённого гвоздями на кресте, только чтобы не повредить нашей свободе. Мы Его найдём в каждом человеке, нуждающемся в нашей помощи, добрых словах, молитвенной поддержке, в присутствии рядом. Остаться свободными, верными служителями Правды Божией и мужественными в любви – вот главное предназначение истинного христианина в современном мире!

«Рождество Твое Христе Боже наш, возсия мирови Свет разума!»

Христос рождается - прославляйте Его!  Христос с Небес -  встречайте!               



+ЛЕВ, МИТРОПОЛИТ НОВГОРОДСКИЙ И СТАРОРУССКИЙ

Рождество Христово
Великий Новгород
2022 г.