Епископ Арсений: Легко увлечься внешними предписаниями поста и не заметить, что это лишь иллюзия христианской жизни

12 декабря 2021 года, в Неделю 25-ю по Пятидесятнице, епископ Арсений совершил Божественную литургию в Спасском соборе Свято-Юрьева монастыря. Накануне вечером в этом же храме обители владыка возглавил всенощное бдение.

После Евангелия владыка Арсений обратился с проповедью к молящимся: «Сегодня мы слышали Евангелие, в котором повествуется об исцелении в субботу Господом Иисусом Христом в синагоге ослабленной женщины, которая была связана  недугом в течении восемнадцати лет. И сказано о том, что внешне праведные иудеи вменили Ему это в укор из-за того, что по Закону Моисееву в субботу ничего нельзя было делать. Христос вновь говорит о том, что человек в очах Божиих важнее буквы Закона. Если Закон позволял помочь попавшим в беду животным, то тем более следует творить добро вообще в любой день, а тем более, посвященный Господу. Конечно, когда Церковь предлагает нам чтение того или иного отрывка из Священного Писания на Литургии, в этом каждый раз слышится нравственный урок для каждого из нас и это слово, обращенное к нам. Прежде всего, это образ исцеления от греха человеческой души. Когда-то каждый из нас пребывал или пребывает во грехе, неправде, связан узами страстей и пороков. Евангелие вновь и вновь напоминает, что есть Спаситель, способный разорвать эти узы, освободить нас, исцелить, поставить перед Богом, сделать правыми. Это Господь наш Иисус Христос, Он Исцелитель и Спаситель душ и телес наших. Самый важный смысл, который содержится в каждой истории исцеления или воскрешения того или иного человека, в евангельских знамениях и чудесах – все это имеет отношение к нам. Христос приходит в жизнь, чтобы исцелить, исправить и преобразить ее.

Сейчас мы находимся в периоде Рождественского Поста, и как в периоды любого поста, мы стараемся задуматься о своей христианской жизни. Как она выстраивается, в соответствии с заповедями Христовыми или же как-то по-другому, пошла вкривь или вообще затухла? Понятно, что каждый христианин должен учиться жить с Богом и по Его заповедям в течение всей своей жизни. Но первоначальное стремление жить с Богом, которое было у нас, когда мы только пришли к вере и начали читать Священное Писание, приступать к таинствам церковным, в житейской рутине ослабевает. В итоге может получиться так, что мы придем в то состояние, в котором находились до принятия христианства, а то и скатываемся на более низкий уровень.
Вся дисциплина праздников, постов, а также богослужений и таинств, чтения Слова Божия, домашней молитвы, милостыни и все, что называется делами веры, поддерживает первоначальное состояние, не дает духу христианства угаснуть в нас из-за лености или от какой-то рутины, если мы только искренне стараемся совершать то, что нам предлагает Церковь, те самые дела веры, ведь именно в делах она и проявляется. Это не какое-то мировоззрение, которое может сохраняться всю жизнь, а христианство всегда было и будет той религией, которая проявлялась в делах. «Вера без дел мертва» (Иак. 2:17), - пишет апостол. О какой вере можно говорить, если мы не способны творить добро, не способны с состраданием откликнуться на беду ближнего, не способны искренне откликнуться на просьбу о прощении или самому попросить прощения. Какие же мы христиане, от нашей веры скоро ничего не останется, даже названия.

Смысл нашей христианской жизни - в том, чтобы не только называться христианами, но и быть ими. Все церковные установления призваны помочь нам в этом стремлении, в том числе и уставы о постах. Как сказал один священник на проповеди: «Отношение к посту можно сравнить с ситуацией, когда состоятельный человек идет на рынок купить для себя дорогую и важную вещь. И торговцы же не говорят какие у нас хорошие средства для исполнения этой вещи, инструменты, ведь человек приходит за результатом. Он приходит за готовым изделием, при этом мастерски выполненным. Так и Бог смотрит на все наши усилия в отношении постов, Ему не важно, что мы делаем, а важен результат. Будем ли мы ближе к Нему или будем подобны евангельским фарисеям, которые, по слову Христа, отцеживают комара, но верблюда поглощают. Легко увлечься внешними предписаниями, что можно или что нельзя и не заметить, что кто-то создаст из этого иллюзию христианской жизни, будто живем правильно, и все у нас в порядке. Но мы должны не просто читать Евангелие, а жить по нему, по слову Христа. Когда мы поступаем так, как Он учит, и словом и примером своим, тогда наша жизнь сообразовывается с тем замыслом о ней, который, в частности, изложен в Священном Писании. Тогда мы начинаем ближе подходить к своей цели, исправлять свою жизнь. Если наше отношение к посту не способствует этому, и мы становимся более черствыми, эгоистичными, склонными осуждать других непостящихся, или мешающих нам это делать, или наоборот тяготимся всеми этими требованиями и опускаем руки, то это отношение к посту в корне неправильное. Тогда стоит обратиться за советом к священнослужителю в частном порядке для того, чтобы пост стал нашим временем для исцеления, освобождения и окрыления, чтобы наша жизнь получила новый важный импульс, и мы могли быть ближе к Богу и ближе к друг другу.

Мы это говорим в период каждого поста, но стоит это повторить вновь. Изначальный смысл поста - это аскеза, это ограничение себя как некая жертва для Бога, образ покаяния, средство усиленной молитвы и способ приготовиться к какому-то важному делу, или, как древние христиане специально отказывали себе в еде, чтобы разделить ее с неимущими, милостыня -  милосердие в действии. Это важная составляющая, а мы привыкли зацикливаться на самих себе и даже тратить больше денег и времени на приготовление пищи, то значит происходит что-то не так. И самое важное чему мы должны научиться за всю свою жизнь, это усвоить Божий взгляд на человека. И каждый пост должен становиться для нас хотя бы самым маленьким шажком в этом отношении. Мы должны посмотреть на ближних, кто рядом с нами, даже на тех, кто нас обидел или раздражает, тем самым любящим взглядом Бога Отца, потому что независимо от их грехопадения, это любимый сын или дочь Отца нашего Небесного. Пусть даже поврежденные грехом, потерявшиеся, заблудшие. Если мы будем помнить об этом и стараться видеть образ Божий в каждом человеке, это будет началом нашей христианской жизни, началом уподобления Богу и началом святости, ведь именно к этому нас и призывает Господь: «Будьте совершенны, как Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48)».