Епископ Арсений: Глядя на Распятого Господа, мы созерцаем наше Воскресение, жизнь вечную и спасение

4 апреля 2021 года в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, епископ Арсений совершил Божественную литургию в Софийском соборе.   

Накануне вечером владыка возглавил всенощное бдение с чином выноса Креста в Спасском соборе Свято-Юрьева монастыря.   

По окончании Литургии владыка обратился к молящимся со словом: «Сегодня, в середине Великого поста, Церковь установила поклонение Господу нашему Распятому и Воскресшему. Воспевая Крест Господень, Церковь говорит нам, что следование за Христом - это путь крестоношения, как мы слышали сегодня в евангельском чтении, Господь Сам сказал: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8: 34). Традиция поклонения Кресту Господню, примерно в середине Великого поста, восходит ещё к глубокой древности, когда пост был, по преимуществу, связан с практикой подготовки ко Крещению. Это таинство, чаще всего, было приурочено к празднику Пасхи и совершалось в Великую Субботу. Тем христианам, которые вступали в Церковь, она напоминала, что следование за Христом - это путь крестоношения, как напоминает сегодня об этом и нам.

Церковь напоминает также о том, что в конце поста, в дни Страстной недели мы будем снова созерцать страсти Христовы, распятие Господа, положение во гроб и потом славить Его Воскресение. Но Церковь говорит не только о цели Великого поста, но и о цели всей нашей жизни, если мы Христовы ученики, то мы разделим с Ним весь этот путь до конца. Чаще всего, мы обращаемся к Богу с какими-то требованиями земного благополучия или ропотом на несправедливости, на страдания или болезни. Мы обращаемся к Богу с вопросами: за что? почему это все происходит? Распятый Господь, Который распростер Свои руки на Кресте, чтобы объять весь мир - это самый высший и убедительный ответ на все наши вопрошания. Господь не говорит, что наш жизненный путь будет усеян цветами, но Он по Своей любви пришёл в этот мир, стал одним из нас, чтобы разделить с нами наши страдания, нашу богооставленность, в конце концов, разлучение души и тела. Господь всë это проходит для того, чтобы открыть нам двери Царствия Божия, чтобы сделать нас причастниками Своего Воскресения.

Крест Господень – это напоминание о том, что путь следования за Христом - это путь тяжкий, может быть, скорбный. Но Крест - это не конец, за ним последует Воскресение, и наши раны и страдания освящаются страданиями Господа для того, чтобы нас исцелить и спасти для жизни вечной. Каждый раз, поклоняясь Кресту, мы не должны забывать об этом высшем смысле следования за Христом. Господь подъял крест всего мира, крест каждого из нас, и нам ли говорить Ему: «Неси этот крест, а нас избавь от него»? Нет, потому что Он возлюбил нас, и мы можем принести Ему только высший плод - взаимную любовь. А она заключается в том, чтобы, как Симон Киринейский, нести с Ним этот Крест, который является нашим крестом. Наши страдания могут быть сопричастны страданиям Господа, если мы без ропота, с благодарностью, с доверием, с верностью Богу будем нести все жизненные тяжести и испытания. Будем помнить, что Христос пришел, чтобы не только разделить с нами наши страдания, но, чтобы и мы разделили с Ним и радость Воскресения. И, глядя на Распятого Господа, мы созерцаем наше Воскресение, нашу жизнь вечную и спасение».

Затем было совершено поклонение Кресту Господню.