Митрополит Лев совершил Божественную литургию в храма святых Бориса и Глеба

6 августа 2020 года, в день святых мучеников благоверных князей Бориса и Глеба, митрополит Лев совершил Божественную литургию в Борисоглебском храме Великого Новгорода.

На сугубой ектение возносились прошения «во время распространения вредоносного поветрия» и читалась молитва во время эпидемии.

По окончании Литургии было совершено славление перед иконой святых князей Бориса и Глеба.

Затем митрополит Лев обратился с проповедью к молящимся. Каждый раз, когда мы открываем календарь, мы видим имена святых, память которых празднуется в тот или иной день. Мы вспоминаем святых – людей, которых Господь прославил и явил миру. Это делается для того, чтобы, читая их житие и размышляя об их жизни, мы что-то переносили на себя и сравнивали. Грех во все времена один и тот же. Среди людей всех времен и народов имеются праведники и грешники. Господь к каждому человеку обращается: «Возьми крест свой и следуй за мной» (Мк 8:34).

Если любого человека спросить, хочет ли он попасть в рай, он с уверенностью скажет, что хочет. А как попасть в рай? Господь ставит условие, которое нам необходимо исполнить: «научитесь от меня кротости и смирению» (Мф 11:29). И здесь возникает проблема: человек вроде бы готов пойти за Богом, но условия этого выполнить не может. Господь призывает взять свое Я жестко в свои руки и не давать ему послабления. Чтобы научиться кротости и смирению необходимо научиться и любви, так как заповедь любви является наивысшей.

Мы можем любить наших родных, коллег, но не можем полюбить людей, окружающих нас ежедневно, которые, как нам кажется, несправедливо нас обижают и оскорбляют.  Гневаясь на окружающих нас людей, мы сами себя осуждаем перед Богом. Человеку собственное Я не дает покоя: он ищет справедливости, свою истину. И вот эта борьба за свою истину проходит красной нитью через житие св. князей Бориса и Глеба. Они стали жертвой зависти. Они погибли, будучи законными наследниками. Они могли призвать войско на свою защиту, но поступили иначе. Неверующему человеку может показаться странным их поведение, но каждый верующий понимает, что они поступили так, как заповедал Христос – проявили любовь и смирение. Они не хотели проливать невинной крови, поэтому принесли себя в жертву.

В нашем недалеком прошлом есть похожий пример борьбы за мнимую справедливость, а по факту борьбы за власть – это революция 1917 года. Страна была ввергнута в гражданскую войну и было убито множество невинных людей. Отголоски того времени мы ощущаем до сих пор. Если посмотреть Евангелие, то можно увидеть, что сатана тоже искушал Господа, и, находясь на Кресте, Господь не призывал ангелов на помощь себе, а только молился.

Быть смиренным - не значит быть безразличным ко всему. Нет. Нужно быть активным в этой жизни, но орудием нашей жизни в любом деле является молитва. Господь и апостолы призывают непрестанно находиться в молитве. Молитва – это беседа человека с Богом. Но она должна быть разумной и идти от чистого сердца. Не нужно брать на себя непосильные молитвенные послушания. Они лишь сделают нас еще более злыми. Чтобы от молитвы была польза, мы должны молиться кратко, но искренне и сердечно.

Преподобный Серафим Саровский так же учил, что, если нет времени помолиться, необходимо прочитать «Отче наш» и «Богородице Дево, радуйся...», но искренне и от всего сердца.  Эта молитва будет обязательно услышана. Когда мы будем понимать, что молитва - это не вычитывание бесконечных текстов, а личная беседа с Богом, тогда мы совсем по-другому будем подходить к ней. В итоге, по мере вхождения в молитву возникает особое чувство и не хочется расставаться с Богом. Такая молитва будет приносить пользу и нам и всем окружающим людям.


Его Высокопреосвященству сослужили настоятель храма протоиерей Олег Архипов, клирик храма протоиерей Алексий Борискин и клирик Софийского собора иерей Николай Полозов.