518

2 августа 2020 года, в день престольного праздника, епископ Арсений совершил Божественную литургию в соборе Илии Пророка в Сольцах.

После Причастия был совершён крестный ход и славление с молитвой перед образом пророка Илии. По окончании богослужения владыка обратился к молящимся с архипастырским словом. Он отметил, что в сегодняшнем евангельском чтении мы слышали о насыщении Христом пяти тысяч человек в пустынном месте, и как замечает евангелист, пять тысяч, не считая женщин и детей. Люди, которые шли за Ним послушать Его слово, может быть, надеясь получить исцеление, не заметили как день склонился к вечеру, и они остались в пустынном месте. И тогда ученики обратились к Спасителю со словами: «Отпусти народ, чтобы они пошли в селения и купили себе пищи. Но Иисус сказал им: не нужно им идти, вы дайте им есть. Они же говорят Ему: у нас здесь только пять хлебов и две рыбы» (Мф. 14:15-17). В ответ на это Христос повелевает людям возлечь на траве и, совершив молитву благодарения, даёт эти несколько хлебов и две рыбы ученикам, а они народу. И как говорит евангелист: «Ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных» (Мф. 14:20). Это чтение обращает на себя внимание во многом, не только тем, что Господь в других местах Евангелия заповедает нам, чтобы мы имели попечение прежде всего о Царствии Божием, а всё остальное приложится, как сказано в Нагорной проповеди, или, когда Он ставит в пример Марию, сестру Лазаря, которая избрала благую часть. Это Евангелие повествует не только о милосердии Божием, о том, что Он способен напитать Своё творение, но оно ещё и о нас с вами. Митрополит Антоний Сурожский замечает что как, вероятно, были благодарны и изумлены, эти насыщенные Христом люди, оставшиеся в пустынном месте, когда им нечего было есть, и тут такое чудесное завершение дня, по благословению Господню ели все и насытились. В нашей жизни часто случается так, что мы испытываем благодарность Богу, когда происходит нечто необычайное, чудесное, например, если мы были неизлечимо больны и выздоровели, если мы спаслись от смерти, если мы увидели в обстоятельствах нашей жизни явное присутствие Божие, тогда мы, если наши сердца не совсем очерствели, можем возблагодарить Бога. Но очень часто мы не замечаем, что каждый день нашей жизни наполнен дарами Божиими, начиная с того, что Господь вместе со всем творением призвал нас из небытия в бытие, а нас сделал венцом творения, Своим образом и подобием, что Он призвал нас в Свою Церковь. И мы не просто существуем, но существуем как члены Тела Христова, чада Божии, познавшие истину, которая делает нас свободными, мы существуем как православные христиане, а значит как люди,  предназначенные Богом к жизни вечной, наследники Царства Божия. Это самое главное, но также каждый день в нашей жизни мы можем видеть неисчислимое число благодеяний Божиих - пищу на столе, людей, которые нас окружают, здоровье, возможность видеть, дышать и говорить, и мы должны учиться в нашей жизни благодарить Бога за всё, что мы имеем, за всё, что у нас есть. Если бы мы могли так делать, то насколько иное качество приобрела бы наша жизнь, она была бы благодарением Богу, жертвой Богу. Образ пророка Илии, питаемого в пустыне вороном, а также этот евангельский образ насыщение пяти тысяч -  это прообразы большего, как мы знаем из предания Церкви, это указание на Евхаристию. А от Евхаристии происходит именно высший вид благодарения. Первым это сделал Христос на Тайной Вечере, возблагодарив Бога, приобщил Своих учеников, под видом хлеба и вина, Своим Телом и Кровью, как Он сказал: «Сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22:19). И по этой заповеди сначала апостолы, а затем на протяжении всей своей истории Церковь, и мы сегодня с вами совершаем эту Вечерю Господню, Таинство Таинств, Святую Евхаристию. Это благодарение Бога, во время которого простые плоды земли наполняются Божиим присутствием, становясь Телом и Кровью Христа. И это не только реальное присутствие Христа здесь с нами, но и указание на то, как весь мир, как мы с вами должны наполнится присутствием Божиим и преобразиться в жизни будущего века, когда, по слову апостола Павла, «будет Бог все во всем» (1 Кор. 15:28), а по слову апостола Петра, будет новое небо и новая земля, на которых обитает правда (см. 2 Пет. 3:13). Наступление этого мы исповедуем в нашем Символе Веры словами: «Егоже Царствию не будет конца...Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века». Господь в Таинстве Евхаристии показывает нам что это Его преображающее присутствие уже начинается здесь в нашей жизни, здесь и сейчас мы способны ощутить Его присутствие в благодарении, Евхаристия и переводится как благодарение. Мы должны всю жизнь учиться благодарить Бога за всё, что у нас есть. И тогда наша жизнь будет наполняться Его живым присутствием, а точнее мы будем осознавать всё яснее и яснее Его постоянное присутствие с нами, научаясь Его благодарить о всех и за вся, научаясь быть Его руками, орудиями Его любви в этом мире, помня заповедь Христа: «Вы дайте им есть» (Мф. 14:16). Ученики сделали всё, что от них зависело, принесли всё, что есть, а дальше действовал Господь. Так и мы по отношению к нашим ближним должны делать всё, что в наших силах, а остальное за нас, видя нашу веру и усердие, совершит Господь, даже больше того, о чём мы думаем, но обязательно должно быть стремление от нас с вами. Будем всегда помнить об этой заповеди Христа, которая на самом деле означает действенную любовь к ближним, а также о том, что вся наша жизнь должна быть благодарением, то есть Евхаристией, в широком смысле слова. А начинается это здесь в храме, когда мы со страхом, трепетом и любовью приступаем к Таинству Таинств - Святой Евхаристии и наполняемся, как храмы Божии, присутствием Христа Спасителя. Каждый из нас, как отдельный храм Божий и в целом, как Церковь, мы призваны быть присутствием Христа в этом мире и нам нужно помнить об этом и быть живым орудием Божией любви в этом мире, тогда слова Спасителя «вы - соль земли и свет мира» сбудутся на каждом из нас, и в этом будет исполнение нашего христианского предназначения.