Епископ Арсений: Зримым плодом жизни Духа Святого в Церкви является святость

14 июня 2020 года, в Неделю 1-ю по Пятидесятнице, Всех святых, епископ Арсений совершил Божественную литургию в Спасском соборе Свято-Юрьева монастыря. Накануне вечером владыка возглавил всенощное бдение в этом же храме обители. 

На Литургии после чтения Евангелия проповедь произнес студент 3-го курса Духовного училища иеродиакон Алексий (Ковальчук).

По окончании богослужения епископ Арсений обратился к молящимся со словами проповеди: «Этот воскресный день называется Неделей Всех святых, и в этот день заканчивается пение Цветной Триоди. Казалось бы, почему не в праздник Пятидесятницы, ведь мы знаем, что Цветная Триодь – это пасхальный цикл от праздника Пасхи до праздника Святой Троицы или Пятидесятницы. Но праздник Пятидесятницы длится 7 дней, и самое важное, что им не заканчивается, а начинается вся новозаветная эпоха. Со дня сошествия Духа Святого на апостолов начинается историческое бытие Церкви и зримым плодом жизни Духа Святого в ней является святость. Все святые, которых сегодня прославляет Церковь, просияли через Христа в Духе Святом - это и есть действие Духа Святого в истории. Это свидетельство того, что дело Христово в истории живёт, Церковь приносит Богу плод, по евангельской притче в 30, 60 и во 100 крат. На протяжении всей истории люди разных возрастов и сословий, мужчины и женщины, находили в себе силы следовать за Христом. Они не отличались от нас, это призвание каждого христианина - воспринять слова Христа в своем сердце, откликнуться на Его зов и следовать за Ним. Святость - это призвание всей Церкви, это такое многогранное понятие, о котором сегодня стоит немного вспомнить. Это не просто что-то недостижимое, но предназначение каждого уверовавшего во Христа.  

Не будем забывать, что первые христиане назывались святыми, это было одно из самоназваний. «Приветствуйте всех святых», - пишет апостол Павел в своих посланиях. «Вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1 Пет. 2:9). Потом сознание этой избранности, этой святости стало затмеваться, стало забываться в христианстве, особенно, когда вера Христова стала массовым явлением, сначала в Римской Империи, потом и в других государствах, которые принимали христианство. К святым относились, как в прошлом к богам, приносили к ним те же самые просьбы, те же самые поклонения, которые когда-то приносили к божествам. Память о том, что святость — это призвание каждого христианина, наша цель, смысл нашего бытия в Церкви стала затмеваться, отодвигаться на последний план. Но, установив память Всех святых, память особо значимых святых, Русских святых, Новгородских святых и всех святых, которых мы вспоминаем в течение года, Церковь напоминает нам снова и снова об этом нашем изначальном призвании. Апостол Павел говорит о Христе, как о новом Адаме, как о Первенце из мёртвых, Он - Родоначальник нового человечества, и святые – это те, кто уже стал этим новым человечеством, кто последовал за Христом. Для них, а значит и для нас, Христос - Первенец из мёртвых, а мы последователи, Он - новый Адам, а мы - новое человечество, новый Израиль или народ святой, как говорили апостолы. И пусть это осознание никогда не оставляет нас. Мы будем помнить, что в Церкви, как и во времена апостолов, так и сейчас действует Дух Святой, Который направляет на всякую истину, Который руководит жизнью не только всей Церкви, но жизнью каждого из нас, направляет нас ко спасению. Нам лишь нужно открыть своё сердце Духу Святому, чтобы Он направил нас, как попутный ветер направляет корабли к спасительной пристани, к той цели, которой заповедал нам Господь Иисус Христос».

По окончании богослужения было совершено славление перед иконой праздника.


Его Преосвященству сослужил благочинный монастыря иеромонах Григорий (Побожин). Богослужение сопровождалось пением смешанного хора монастыря под управлением регента Ольги Вересовой.