Митрополит Лев: Каковы итоги первой недели Великого поста?

7 марта 2020 года митрополит Лев совершил Божественную литургию в церкви Святой Троицы Великого Новгорода. Затем архиерей обратился к верующим со словами проповеди. 

Владыка поздравил собравшихся с завершением первой недели Великого поста:

«После первой недели поста вы могли почувствовать изменения в своей жизни: кто-то почувствовал ограничения в еде, а кто-то - обострение настроения и своих чувств, у кого-то появилась раздражительность. Эти моменты называются искушениями в Великом посту. Когда мы говорим о посте, то подразумеваем, что это не тот период, когда нам нужно просто переходить на постную пищу. В пост мы в большей степени обращаем внимание не на еду, это вопрос второстепенный, а на наши мысли и поступки, наше отношение к ближним.

Не зря свт. Василий Великий наставлял постящихся верующих: «Не ешь ты мясо, но поедаешь брата». А апостол Матфей писал в Евангелии: «Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека» (Мф. 15:11). В современной прессе много пишут, что пост полезен для здоровья. Но польза поста заключается в другом – в том, что мы себя настраиваем на путь духовного подвига.

В течение года мы исповедуемся, причащаемся, но тяготы дня не дают человеку возможности сосредоточиться на своем внутреннем состоянии, от которого зависит все, что будет происходить вокруг нас: если мы умиротворенные и чистые, то вокруг все будет свято и чисто. Путь духовного подвига в период Великого поста, как и любого поста, заключается в том, что мы должны смотреть внутрь себя и найти все, что мешает нам жить духовной жизнью. А что это значит? Это значит сохранять свой разум, а, следовательно, и поступки, в чистоте, отгонять все, что раздражает. То есть в этот период мы особо пристальное внимание уделяем своему внутреннему состоянию.

Каждый знает: если мы хотим с завтрашнего дня начать жить по-новому, ни с кем не ругаться, ничего плохого не делать, то видим, что на следующий день нам обязательно что-то помешает, опять будет некогда подумать о себе и помолиться. В такие моменты мы, конечно, должны решать свои проблемы, но в то же время надо внутренне обращаться к Богу. А это уже молитва - беседа человека с Богом.

Можно молиться по молитвослову, но для людей, живущих в миру и обремененных множеством дел, это порой бывает трудно, поэтому можно читать краткое правило Серафима Саровского или просто от всего сердца, в душевном порыве произнести: «Господи, помоги!». Именно так мы молимся, когда что-то с нами случается. К примеру, когда кто-то из близких заболел. Господь слышит нашу сердечную тревогу, наш душевный порыв. Если мы с горячей верой в искренней, сердечной молитве будем обращаться к Богу, то такая молитва всегда будет иметь результат.

Мы знаем, как трудно правильно провести весь пост, а порой даже невозможно, но мы не должны отчаиваться. У человека есть цель – уподобиться Христу и внутренне подготовить себя к празднику Воскресения Христова. Для этого нам дано покаяние, которое означает изменение нашего пути. В течение поста мы размышляем о своей жизни, о том, что мешает нам жить и просим Бога помочь нам в исправлении самих себя. Это и есть наше исправление, наше покаяние.

В посту не нужно сразу замахиваться на большие цели, нужно продвигатсья понемногу. И так, постепенно, к концу поста, мы увидим положительные результаты. Если же сразу замахнемся на большой подвиг, то еще сильнее падем. Желаю вам быть внимательными к мыслям, поступкам и каждую неделю приобщаться Тела и Крови, ведь это для нас духовное подкрепление. Когда мы причащаемся, то имеем непосредственное общение с Господом. Цель нашей жизни - возлагать на себя бремя Христово, иго благое и спасительное, чтобы уподобляться Господу в чистоте и правде. Именно это приведет нас к святости, к тому внутреннему состоянию, которое испытывали великие подвижники Земли русской. Помогай вам в этом Господь!».


Его Высокопреосвященству сослужили клирики Софийского собора протоиерей Святослав  Цхай и иерей Николай Полозов. Богослужение сопровождалось пением мужского хора НДУ и всех молящихся в храме под управлением регента диакона Андрея Каурова.