Епископ Арсений: Прощение ближних - это то малое, что мы можем принести Богу в начале нашего великопостного поприща

Вечером 1 марта 2020 года, в Прощеное воскресенье, епископ Арсений совершил вечерню с чином прощения в Софийском соборе Великого Новгорода.

По окончании богослужения владыка обратился со словами проповеди к прихожанам: «Вступая в Великий пост, мы, по традиции, совершаем в храме чин прощения. «На стражу мою стал я и, стоя на башне наблюдал, чтобы узнать, что скажет Он во мне» (Авв. 2:1), то есть, что скажет во мне Господь, — это место из книги пророка Аввакума может быть иллюстрацией того, чем является для христианина пост. Это поиск Бога в тайниках своей души, в обстоятельствах своей жизни, в молитве, в Таинствах, в покаянии, в Причастии Святых Христовых Тайн, в совершении добродетелей. Во всех обстоятельствах этого постного времени мы должны вникать в Его слова и узнавать, в чем заключается Его воля, понять, что Он ожидает от каждого из нас.

На протяжении подготовительных недель мы уже неоднократно слышали о том, что важно и что второстепенно во время постного поприща. Мы говорили о необходимости искания встречи с Богом, необходимости смирения, покаяния, совершения добрых дел. Притчи говорили нам о любящем Отце, который прощает нас как блудных детей и о Судии, который готов нас поставить одесную Себя, но только, если мы послужим Ему, служа нашим ближним. Если говорить коротко, Пост - это не какое-то особое время, когда мы должны жить праведно, а во все остальное время неправедно, но это то время, когда мы, благодаря всему распорядку церковных богослужений, благодаря углубленному чтению слова Божиего, домашней молитве, можем обратить больше внимания именно на то, в чем заключается о нас воля Божия, услышав Его голос, который иногда заглушается нами в мирской суете. Мы как бы срываем с себя все лишнее, разрушаем преграды для того, чтобы это время церковного года посвятить Богу, своей душе.

Сегодняшнее воскресенье в церковном календаре именуется еще Неделей Адамова изгнания. Накануне Великого поста Церковь установила эту память о потерянном Рае, потому что с этого момента началось наше временное странствование здесь, на земле. Но к чему нас приводит Великий пост? К Пасхе. Он не существует сам ради себя, а для того, чтобы всех нас привести к радости Светлого Христова Воскресения. Это образ всей нашей жизни, всего нашего мира, который был лишен Рая за преступление прародителей, но нас, сыновей и дочерей Адама и Евы, Господь, пришедший в мир, Сам взыскал, и как говорится в одном из песнопений Великой Субботы: «Не найдя на земле, даже до ада сошел, чтобы спасти Адама». Радость Светлого Христова Воскресения - это радость, которая пророчески возвещает нам о том, что уготовал Бог любящим Его за пределами нашего временного бытия. Вот почему пост является иконой нашей жизни, и мы в течение этого времени учимся тому, как должны проводить свою жизнь - в исполнении заповедей Божиих, в служении ближним нашим, в молитве и совершении добрых дел.

«Ночь прошла, а день приблизился» (Рим. 13:12), - говорит апостол Павел в апостольском чтении на Литургии. Эти слова, которые были сказаны когда-то для римских христиан, звучат по-особому накануне Великого Поста, потому что для нас открывается прекрасная возможность, преодолев какие-то свои немощи, греховные привычки, страсти, с Божией помощью рассеять этот мрак греховный, который, может быть, нас окружал. Чтобы мы могли приблизиться к свету невечернему, ко Христу Спасителю, очистив себя, и в тоже самое время, испросив прощения у Бога. В Евангелие было сказано: «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный» (Мф. 6:14), - эти слова из Нагорной проповеди следуют сразу после молитвы Господней, которую Господь дал Своим ученикам, как образец всех молитв: «Прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим» (Мф. 6:12).

Как мы можем молиться с чистым сердцем словами этой молитвы, если мы копим грехи, копим обиды, зависть, ревность, и не дай Бог, мы не умеем и даже не пытаемся учиться прощать? Нам кажется, что это тяжело и невозможно, но это то малое, что мы можем принести Богу в начале нашего великопостного поприща, как паломничества к Святой Пасхе. Памятуя о том, что Господь неизмеримо больше прощает нам, чем мы, подчас, оказываемся не способны простить нашим ближним. Итак, первое условие настоящей молитвы и подлинного поста, приятного Богу, это хранение своего сердца от зла, обид, ненависти и злобы. Поэтому, следуя многовековой традиции, которую установила Церковь, вступая в Великий пост, мы испрашиваем друг у друга прощения. Пусть это будет не просто обрядом. Найдем силы у каждого человека, которого мы обидели или который, может быть, нас обидел, испросить от всего сердца прощения и примириться перед Богом. По крайней мере, сделаем все от нас зависящее, по слову апостола: «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми» (Рим. 12:18).

Памятуя также и слова Господа: «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим» (Мф. 5:23-24). Примиримся сегодня друг с другом, особенно с близкими, с теми, с кем мы общаемся каждый день, чтобы с чистой совестью и с чистым сердцем вступить в это время покаяния, которое еще называется в церковных песнопениях «Весной духовной» - «Возсия весна постная, цвет покаяния». Весна – это время пробуждения и рассвета, вот таким должен быть пост. Не упустим это время, постараемся принести плоды и выйдя из поста, встретив праздник Светлого Христова Воскресения, попытаемся сохранить их. Победив какие-то свои слабости и немощи, постараемся закрепить этот итог и будем двигаться дальше, помня о том, что вся наша жизнь является паломничеством к Воскресению, к совосстанию со Христом Спасителем».