Епископ Арсений совершил утреню с чтением Акафиста Пресвятой Богородице

Вечером 12 апреля 2019 года, накануне субботы 5-й седмицы Великого поста - праздника Похвалы Божией Матери (Субботы Акафиста), епископ Арсений в сослужении духовенства совершил утреню с чтением Акафиста Пресвятой Богородице в Софийском соборе.

По окончании богослужения владыка обратился к прихожанам с архипастырским словом: «Считается, что Акафист Божией Матери, который мы сегодня совершили, является творением святого Романа Сладкопевца. Однако, скорее всего, он был написан в дни опасности, в 626 году, во время войны с персами, когда основные армии Византии были на персидской территории, и Константинополь обложили войска персов и аваров. Такой осады город ещё не испытывал, и невозможно было предсказать, чем она закончится. Тогда весь народ вместе с Патриархом Сергием совершал процессии по городу с иконами Божий Матери, Которая явила Свое заступничество. Спустя несколько лет победой закончится война, будет возвращен Честной и Животворящий Крест, перед этим вывезенный из Иерусалима в Персию. В честь этих событий и воспевается похвальная песнь Богородице.

Таких случаев небесного заступничества за Царствующий град, столицу православной Византийской империи было ещё немало. В VII - VIII веках городу угрожали арабы, в IX веке - славяне, тогда еще некрещеные. И каждый раз спасение воспринималось православными жителями столицы как знамение милости Царицы Небесной. Отчасти на возникновение службы Субботы Акафиста, вероятно, повлияла еще и какая-то местная практика, праздновать Благовещение не в будний день Великого поста, а переносить на ближайшую субботу, потому что эта служба, Похвала Божией Матери, по своему духу Благовещенская, близка по смыслу данному празднеству.

Конечно, сегодня мы празднуем не спасение Царьграда от персов, мы восхваляем Ту, Которая стала лествицей на небо и дверью, через которую к нам сошел Господь Спаситель. В этом празднестве и в этом акафисте заключён тот же смысл, который мы вкладываем в праздники Рождества и Благовещения. Это радость о пришествии Бога в мир, о начале спасения нашего мира, как сказано в день Благовещения: «Днесь спасения нашего главизна», т. е. начало нашего спасения. Именно с момента Благовещения Господь уже входит в наш мир, в нашу жизнь через утробу Девы. Воспринимая нашу человеческую природу для того, чтобы нас через это сделать причастниками Своей Божественной природы.

Мы благодарим Бога за то, что Он совершил ради нашего спасения, за то, что Он прошел этот путь вместе со всем человечеством и с каждым человеком, претерпел Крест, сошел во ад, и через Воскресение сделал нас причастниками жизни вечной, возвращая нас к Небесному Отцу Своему. Именно, взирая на иконы Пречистой Девы, особенно на древний образ «Знамение» Пресвятой Богородицы, мы видим в красках живоописание этого самого акафиста, исполнение древних пророчеств, воплощение Сына Божиего, начало спасения всего мира.

В новгородской традиции на пятой седмице Поста, нынешний день не единственный, посвящённый Божией Матери. Согласно старинному чиновнику Софийского собора, пятое воскресенье Поста тоже посвящено празднованию Софийского образа Тихвинской иконы Божией Матери, который находится в пределе Рождества Богородицы. Поэтому, по благословению митрополита Льва, эта древняя традиция посвящать 5-ю неделю Великого поста празднованию Тихвинской иконы Богородицы возрождается. Вместе с памятью Марии Египетской мы будем вспоминать и снова благодарить Бога за спасение нас, а также за те милости, которые даруются роду человеческому по молитвам Церкви и ходатайству Божией Матери».