573

10 февраля 2019 года, в Неделю 37-ю по Пятидесятнице и в день памяти Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской, епископ Арсений совершил Божественную литургию в Спасском соборе Свято-Юрьева монастыря.

Накануне вечером владыка возглавил всенощное бдение в этом же храме обители.

На Литургии после чтения Евангелия проповедь произнес студент второго курса Духовного училища, иеродиакон Алексий (Ковальчук).

После Причастия было совершено славление с молитвой святым новомученикам и исповедникам Церкви Русской.

По окончании богослужения владыка обратился к молящимся с архипастырским словом. Он отметил, что празднование Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской восходит к Поместному собору Российской Церкви 1917-18 годов, когда за время его работы стали поступать сведения о начавшихся гонениях за веру. Как известно, первым мучеником за Христа, в конце 1917 года, стал протоирей Иоанн Кочуров из Царского села. 25 января, то есть 7 февраля по новому стилю, стало известно, что в этот день пострадал председатель собора, священномученик митрополит Киевский Владимир, бывший викарный архиерей Новгородской епархии, епископ Старорусский, при котором было возвращение Старорусской иконы из Тихвина в Старую Руссу.

«Многие новомученики служили на наших приходах, возглавляли наши епархии, как миряне ходили в наши храмы и молились, как монашествующие подвизались в наших монастырях. Это были такие же люди, как и мы с вами, - отметил владыка. - Они не ждали для себя такой участи, креста, к которому их призвал Господь. Тысячелетняя история православия на земле русской вдруг разрешается в гонениях на веру, которых не знали ни древний Рим, ни Турция, ни Япония, ни другие страны, где за всю их историю не гнали христиан таким страшным и жестоким образом. Ни в какое сравнение не идут гонения XX века с тем, что было на Святой Руси.

Главной отличительной особенностью гонений XXвека была не только масштабность, но и тот отличительный факт, что гонителями были не язычники, не иноверцы, а люди, крещеные в православных церквях, изучавшие в детстве Закон Божий, но потерявшие веру. Почему это произошло? Какие ошибки были сделаны и со стороны царской власти, и со стороны Православной Церкви? Как мог наш народ увлечься соблазнами, искушениями, зачеркнув всю свою 1000-летнюю историю, культуру, надругаться над верой? Эти вопросы беспокоят нас и сегодня, спустя 100 лет после трагических событий.

Поэтому новомученики и исповедники Церкви Русской, которых мы сегодня соборно прославляем, должны быть для нас не только похвалой, не только славой, но и вопросом для совести каждого православного человека. Как святые они, конечно, беспримерный идеал, мы можем только молиться, чтобы Господь и нас тоже наделил хотя бы частью их любви к Богу и Церкви. Они ничего не искали для себя в этом мире. Вся вина, за которую их отправляли в ссылки и на расстрел, заключалась в том, что они были православными христианами и верили во Христа. Несмотря ни на какие сфабрикованные политические обвинения, главная их вина в глазах совесткой власти была в том, что они не вписывались в новые условия, новый мир, который строила эта власть. Они хотели быть со Христом, быть верными Ему. И это то, что должно быть в жизни каждого христианина.

Не обязательно мы станем мучениками, совсем нет. Такого венца Господь сподобляет далеко не каждого. Мы не знаем, как бы мы себя повели в условиях гонений. Но верность Христу, готовность быть Его свидетелем в этом мире должна проявляться не только в экстремальных условиях гонений, а каждый день жизни христианина. Потому что не только к апостолам, которые также стали мучениками, не только к мученикам древней Церкви и новомученикам Русской Церкви, но к каждому христианину обращены слова Христа: «Будете Мне свидетелями... даже до края земли» (Деян. 1:8). Быть свидетелем означает своими делами свидетельствовать о любви Божией, о нашей вере, о красоте Православия, о жизни во Христе. Не только к новомученикам, но к каждому из нас обращены и слова апостола Павла, которые мы читали и слышали сегодня на Литургии: «Кто отлучит нас от любви Божией...Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 8:35, 38-39)».