Епископ Арсений: Богоявлением и спасением мира должна быть проникнута вся наша жизнь

27 января 2019 года, в Неделю по Богоявлении, епископ Арсений совершил Божественную литургию в Спасском соборе Свято-Юрьева монастыря.

После Евангелия проповедь произнёс благочинный обители, иеромонах Григорий (Побожин).

По окончании богослужения было совершено славление перед иконой праздника. Затем епископ Арсений обратился к молящимся со словом. Он отметил, что в древности Рождество Христово и праздник под названием Богоявление совершались в один день, об этом есть свидетельства, относящиеся ко II веку:

«Этот праздник назывался Богоявлением и приходился на 6 января, как мы и празднуем Крещение Господне или Богоявление 6 января по старому стилю, или 19 января по новому стилю. Этот день включал в себя богатую палитру смыслов: это был праздник воплощения, прихода в этот мир Бога, в этот день вспоминалось Рождество Христово, поклонение волхвов, Крещение Господа на Иордане, начало Его служения, а также первое чудо на браке в Кане Галилейской. Одним словом, Богоявление - это пришествие в мир Бога ради спасения этого мира.

Только впоследствии, в IV веке, из этого праздника выделяется Рождество Христово, а с Богоявлением, которое сохраняет свое название, больше стало ассоциироваться именно Крещение Господне.  Впоследствии в этот праздник стали также вкладывать смысл явления Бога-Троицы: Отец, свидетельствующий о Сыне: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3:17), Сын, Который принимает крещение на Иордане, тем самым полагая начало Своему служению этому миру и явление Духа Святого в виде голубя, который осенил крещающегося Господа Иисуса Христа. Но первичный смысл этого праздника - явление Бога, в широком смысле включающий в себя и праздник Рождества Христова, мы тоже не должны с вами забывать.

Этот праздник продолжает рождественский цикл, эта та же самая радость, что звучит с особой силой в праздник Рождества: «С нами Бог». Мы празднуем не только Крещение Иисуса на Иордане, но вхождение Бога в ткань земной истории, в жизнь человечества для того, чтобы эту историю и эту жизнь человечества изменить и преобразить. Это преображение начинается, в том числе, освящением водной стихии во время крещения на Иордане. В память об этом событии мы каждый раз в Крещение освящаем воду. Освящение первоматерии, вхождение Господа в Иордан - это не только предуказание на Его смерь и воскресение через погружение и восстание (как и наше собственное крещение знаменует погружение в смерть Господа и совоскресение с Ним), это также начало будущего преображения мира.

Освящение мира начинается с принятия Господом человеческой природы, а также с освящения вод, первостихии, давшей вселенной жизнь. Не случаен и выбор даты 6 января для праздника Богоявления, потому что Христос называется новым Адамом в Новом Завете и у святых отцов. Адам был создан на шестой день от начала мира. Священная История - это история обещания и ожидания Спасителя, подготовка мира к Его пришествию. В день Богоявления мы празднуем явление Христа как нового Адама, отсюда – празднование в шестой день первого месяца года. И как Адам первый стал родоначальником человечества, причастного ко греху и оторванного от Бога, так и новый Адам, Господь Иисус Христос - родоначальник нового человечества, которое освящено Его кровью, Его Воскресением, через Него усыновлено Богу и предоставлено для жизни вечной.

Все эти смыслы должны сопровождать нас в праздник Богоявления Господня. Мы с вами, члены Церкви, должны жить этим Богоявлением, жить присутствием Господа. Одним из примеров этому служит нам ветхозаветный праведник Енох, о котором сказано: «И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его» (Быт. 5:24), и это хождение или стояние перед Богом -  образец для каждого христианина. Но лучше же, в качестве примера, взять святых апостолов, которые по Воскресении Христовом, уже основав многие Церкви, даже до кончины своего временного жития жили с ощущением живого присутствия Христа. И как Он воскресший являлся им во время трапезы со словами: «Мир вам», преломляя хлеб и вкушая перед ними, точно так же Его присутствие продолжилось, хотя зримым быть и перестало с момента Вознесения. Ведь осталось неизменным Его обетование: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:20).

Этим обетованием живет Церковь, на нем зиждется и продолжает совершаться Божественная Трапеза, Литургия, когда Христос среди нас невидимо предстоит, и мы собираемы Им, чтобы быть Его народом, Его Телом, Церковью. Вот это ощущение присутствия Христа, присутствия Бога в нашем мире, о котором возвестило и празднование Рождества Христова, и празднование Богоявления, не должно никогда покидать нас, какими бы тяжелыми и сложными не были периоды нашей жизни. Богоявлением и спасением нашего мира должна быть проникнута вся наша жизнь. Также и мы сами, проникнувшись этим светом, Его присутствием, должны стать Его присутствием для этого мира вне стен храма. Но это возможно только при нашей живой вере, при нашей живой любви к Богу и при исполнении Его заповедей. Мы должны быть, быть по слову Спасителя, светом мира и солью земли (см. Мф. 5:13,14), и также по другому Его слову: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:35).

По делам любви мир узнает учеников Христовых, и по этим делам свет Богоявления достигнет тех уголков земной жизни, где до сих пор сохраняется неверие, отчаяние, нужда, скорбь, болезнь или страдание. Если другие люди могут быть глухи к этому страданию, к этой нужде, то мы не имеем на это права. Наша любовь к Богу, наша вера в Спасителя, наши добрые дела должны освятить все зло, весь мрак, все несчастье окружающих нас людей этим светом Богоявления, радостной вестью и живым ощущением присутствия Бога в нашей жизни».