Епископ Арсений: Наша жизнь в этом мире должна быть продолжением нашей встречи с Воскресшим Господом

24 января 2019 года, в день престольного праздника, епископ Арсений совершил Божественную литургию в Михаило-Клопском монастыре.

За богослужением возносились молитвы об упокоении приснопамятных протоиерея Михаила и р. Б. Раисы.

По окончании Литургии владыка обратился к молящимся с архипастырским словом. Он отметил, что сегодня мы слышали евангельское повествование, в котором рассказывалось о том, как Господь Иисус Христос с учениками Петром, Иаковом и Иоанном сходит с горы в мир, где Его ждут люди, жаждущие исцеления, и прежде всего ждет отец юноши, одержимого бесом. До этого было повествование о Преображении на горе Фавор. Во время схождения с горы Господь запретил Своим ученикам, которые были свидетелями этого необыкновенного явления во славе, говорить об этом, пока Сын Человеческий не воскреснет из мертвых:

«Слово о воскресении из мертвых апостолы никак не могут вместить. Ведь Мессия, то есть Царь, обещанный Богом, предназначен царствовать, он должен быть царем этого народа, установить золотой век, век благоденствия, покорить всех врагов - такими были популярные в то время представления о Христе, Помазаннике Божием, среди иудеев. Апостолы только что были свидетелями Его необычайной славы, а не было ли это прелюдией к этим событиям? Однако, вместо того, чтобы сделать это явление Божественной славы более известным и повести за Собой народ, Христос, наоборот, запрещает Своим ученикам кому-либо рассказывать об этом.

В последние дни и недели Своей земной жизни Он снова и снова готовит их к тому концу, который ожидает Его в Иерусалиме. Апостолы же пугаются и не хотят об этом даже слушать. В другой же раз, при подобной беседе, ко Христу подходит мать сыновей Зеведеевых Иакова и Иоанна, и просит для них первые места в грядущем царстве. Люди не понимают Христа, не понимают, что Его Царство - это распятая на Кресте любовь Бога к человеку. Его мессианство - предание Себя за жизнь мира и воскресение из мертвых, чтобы воскресить с Собой весь падший род потомков Адама. Когда это все произойдет, апостолы вспомнят о том явлении Божественной славы на Фаворе, и о том, что так и надлежало пострадать Христу. И вот, сходя с горы, они, как бы пропуская слова Христа о собственном страдании, стали спрашивать: а как же Илия, который, как учат книжники, должен прийти до пришествия Мессии? Раньше Спаситель им уже говорил, что если хотите принять, то Илия уже пришел, но поступили с ним, как хотели, указывая на Иоанна Крестителя, который к тому времени был уже казнен царем Иродом.

Сейчас Господь так же повторяет, что Илия пришел, и вы сами свидетели того, что с ним стало. Эта мысль опять должна была заставить апостолов задуматься, если Илия, который должен был прийти в конце времен, как Предтеча царства Мессии, был казнен по повелению Ирода за возвещение Божией правды, то какой же конец ожидает Самого Мессию-Христа? Не земное царство, не поклонение всего мира, а Крест, сошествие в ад, но также и Воскресение, и Вознесение во славе.

По Воскресении же Своём Господь не являлся иудеям, которые в Него не веровали, не являлся тем, кто отправил Его на казнь, а только тем, кто любил Его, кто верил в Него и был готов стать свидетелем Его Воскресения. Поэтому Он не царь в земном смысле этого слова, потому что не заставил все народы силой служить Ему, но Он - Царь наших сердец, всех нас, которые по слову апостолов, уверовали в Него и последовали за Ним.

Если мы посмотрим немного назад, на предшествующие стихи Евангелия, то во время Преображения апостол Петр говорит: «Хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии» (Мк. 9:5). Он не понимал сам, что говорил, но почувствовав это откровение Царства, прикоснувшись к Раю, уже не мог думать ни о чем земном. Зачем куда-то сходить с горы? Ведь здесь и Господь, и полнота жизни. Однако же спасение мира еще не совершилось, явление Божественной славы заканчивается, и Господь Иисус Христос ведет Своих учеников с горы. Ему снова должно спуститься в этот дольний мир, встретиться лицом к лицу с его скорбями и запросами, должно исцелить бесноватого юношу, которого другие ученики не смогли исцелить. Мы видим, что Господь никогда в течение Своей земной жизни не теряет из виду Свою главную цель - спасение мира. Но в тоже время эта великая и основная миссия не мешает Ему откликаться на человеческие просьбы, на человеческую беду.

На Своем пути к распятию Христос снова встречает людей, нуждающихся в Нем. Он исцеляет юношу, помогает другим, воскрешает Лазаря. И этом пример для Церкви, для каждого из нас с вами. Мы все можем почувствовать Божественное присутствие в храме в праздник, в Причастии, или, например, с особой силой, в пасхальном богослужении. Кому из нас не знакомо чувство какого-то внутреннего сожаления, что праздник заканчивается, и нам, как апостолам, нужно спускаться с горы в этот дольний мир. Но таково призвание Церкви и каждого из нас, пока мы существуем в этом мире, до того, как Господь вернется и установит Свое Царство, и «будет Бог все во всем» (1 Кор. 15:28), по слову апостола. Нам снова и снова нужно как бы сходить с Фавора, когда заканчивается Литургия, и мы выходим в этот мир.

Однако наша жизнь в этом мире должна быть продолжением нашей встречи с Воскресшим Господом. В Таинстве Причастия мы воспринимаем Божественный свет, Божественное присутствие не только для самих себя, но и для мира, для людей, которых сегодня нет в храме по разным причинам, но которые сознательно или неосознанно имеют в себе тоску по Богу Живому, по Богу, Который есть Любовь. Провозвестниками Его любви, Его орудиями, Его руками в этом мире мы и призваны быть: не только словом, но и делом, свидетельствуя о Христе, о любви Божией, о Его победе над смертью и о той надежде, которая есть для каждого человека, для всего мира».

По окончании богослужения владыка совершил славление с молитвой перед мощами преподобного Михаила Клопского. Затем владыка совершил заупокойную литию на кладбище обители.