Епископ Арсений совершил Литургию в церкви Сергия Радонежского в Кремле

8 октября 2018 года, в день престольного праздника, епископ Арсений совершил Божественную литургию в храме в честь преп. Сергия Радонежского в Новгородском кремле.

По окончании богослужения владыка обратился к молящимся с архипастырским словом. Он отметил, что сегодня в евангельском чтении мы слышали такие слова Христа: «Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие. Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь. Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого. Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах». (Лк. 6:20-23).

Эти слова переворачивают представление людей о том, что такое счастье. Как в то время люди шли за Господом из разных побуждений, ожидая увидеть чудо, из любопытства или ожидая, что Он накормит голодных, так и ныне мы обращаемся к Богу в молитвах из различных побуждений, чаще всего что-то просим. Христос же указывает такой путь, который не вмещается в представление обычных людей о благополучии и покое. Его блаженства называют счастливыми те, кто отринут этим миром, тех, кто сам отринул мир ради Царства Небесного, ведь в миру блаженны богатые, успешные и могущественные. Путь, указанный для христиан, другой. Этим путём шли многие святые, они отринули все земные представления о благе ради Господа.

На примере преподобного Сергия мы видим, как свершившаяся с ним перемена изменила не только его близких, но и мир вокруг него. После смерти родителей он вместе с братом ушёл сначала в монастырь, а потом в непроходимый радонежский лес для сугубой молитвы и поста. Он удалялся все дальше от мирской славы, но его светильник горел, всё больше привлекая людей. К нему шли ученики, богомольцы и даже князья, чтобы получить совет и благословение. Преподобный Сергий умер в 1392 году, но за время жизни он оставил крепкое, обновлённое монашество, потому что ученики продолжали его традицию в основанных ими монастырях по всей Руси.

И самое главное - после его смерти что-то изменилось в самом русском народе, люди уже не воспринимали себя, как владимирцев, суздальцев, новгородцев и прочих, но осознали себя единым русским народом. И в этом заслуга преподобного Сергия, ведь его молитва была о том, чтобы, по его слову, воззрением на Святую Троицу преодолеть ненавистную рознь мира сего. Ведь Троица - это христианский идеал любви, ибо Бог есть любовь. И все мы в Церкви, в семье или в монастыре призваны быть выразителями этой любви, быть свидетелями любви Божией к миру. Любви, составляющей не только тайну жизни Святой Троицы, но и объединяющей нас в одну семью, в один народ и в одну Церковь - в единое тело, Глава которого Христос.

Это не достигается автоматически, простым участием в церковных богослужениях, но через следование за Христом и исполнение Его заповедей. Этому нас научают святые: каждый на своём месте призван найти свой путь исполнения слова Божия, путь верности Ему. Путь, отвечающий нашей личной истории взаимоотношений с Богом, с нашими сильными и слабыми сторонами. Господь призвал нас не для того, чтобы мы осознали себя грешниками и опустили руки, но, чтобы мы стали Его помощниками, соратниками, свидетелями в этом мире, как преподобный Сергий и как многие святые земли Русской.