Память его празднуется месяца апреля в 17-й день и месяца августа в 30-й день

 + 1533

Благословен Бог, дарующий на пользу бедных людей таких великих подвижников благочестия, таких близких к Нему рабов Своих, каков преподобный Александр Свирский. Жизнь его - чудно высокая, отражение чистой Евангельской жизни; и чего не может он получить от Господа, став так близким к Нему высокою жизнью своею.

Дивный раб Божий родился в древней Обонежской пятине в селе Мандере, что ныне в Олонецкой губернии, и при святом крещении наречен Амосом. Когда он отдан был учиться грамоте, то сначала тупо учился в сравнении с прочими. Это сильно огорчало его. Раз со слезами молился он в храме о раскрытии разумения своего и услышал голос: «Встань, что просил, получишь». Веселым воротился он в дом и с того времени легко и скоро стал понимать книжную мудрость. Богобоязненное дитя был и отроком таким же: постоянно соблюдал пост и молился по ночам. «Зачем ты, сын мой, так изнуряешь себя?» - со скорбью говорила мать. Сын отвечал: «Зачем же тебе, мать моя, отклонять меня от приятного мне воздержания?» Родители хотели, чтобы вступил он в брак, но он уклонялся от того под разными предлогами и думал об одном, как бы совсем расстаться с миром.

В село, где жили родители, пришли иноки Валаамские. Увидав их, отрок подошел к ним и поклонился им до земли со словами: «Благословите меня, отцы святые!» Иноки изумились смирению отрока. Старший из них, поняв расположение отрока, сообщил, как живут иноки в Валаамской обители их, но прибавил: «Нам игумен не приказал отнимать детей у родителей и привозить в монастырь. Иди в дом твой, Сам Господь управит твой путь».

Блаженный отрок решился расстаться с родителями, которых любил. Получив дозволение их отлучиться в ближнее село за делом, он оставляет дом, чтобы не возвращаться более в него. Он отправился прямо на Валаамский остров. Юноша долго плутал по лесу и заблудился, отчаявшись когда-нибудь найти дорогу к монастырю. Амос стал молиться, прося у Бога помощи. Вдруг посреди лесной чащи юноша встретил путника, который вызвался проводить его к Валааму. Когда странники достигли ворот монастыря, путник неожиданно исчез... Удивительное явление и не менее загадочное исчезновение путника привело Амоса к мысли, что это был ангел, посланный Богом ему на помощь.

Семь лет был Амос послушником в Валаамском Спасо-Преображенском монастыре. Узнав, где находится их пропавший несколько лет назад сын, родители Амоса приехали в обитель и стали уговаривать послушника вернуться в родной дом. Услышав решительный отказ, родители покинули обитель в страшном гневе. После этого Амос стал молиться днем и ночью, чтобы Господь указал его родителям путь истинный. Вскоре родители Амоса приняли иноческий постриг. (См. Сведения о Сергии и Варваре Свирских. – Сост.)

Сам Амос на 26 году жизни облекся в иноческие одеяния с именем Александра. В Валаамском монастыре провел он 13 лет как самый строгий к себе послушник. Крепкий здоровьем, он усердно служил всем, носил воду, таскал из леса дрова, а того и до души своей не допускал, чтобы отказаться от приказания старших. Ночь проводил он в молитве, а иногда обнаженное до пояса тело свое отдавал в пищу комарам и потом шел к заутрени. Спустя 13 лет, проведенных в общежитии, получил он благословение подвизаться в уединении. Он и прежде того желал посвятить себя этому подвижничеству. Но опытный наставник удерживал его. «Нет, чадо, - говорил настоятель, - не утвердясь ногами на ступени общежития послушанием, как на корне, нельзя касаться вершины молчанием и уединением; не следует не вовремя предаваться своей воле. На все свое время».

В 1486 г. Александр удалился на озеро Рощинское, туда, где желал он жить еще тогда, как ушел из дома родительского. В шести верстах от реки Свири избрал себе место и там, где впоследствии построен был храм Спасителя, 7 лет подвизался в тесной хижине. Здесь по случаю нашел его боярин Завалишин и подумал, что видит привидение: так изнурил себя подвигами раб Божий. По усердной просьбе набожного боярина преподобный открыл ему жизнь свою, под условием молчания. «Семь лет живу я здесь, не видя никого, - говорил он, - ни разу не вкушал я хлеба, а довольствовался травою. Иногда же приходилось мне есть одну сырую землю». «Трудно было жить тебе так?» - спросил изумленный боярин. «Вначале было тяжело, - отвечал преподобный, - сильно страдал я желудком, по временам валялся на земле, не в силах будучи поднять головы. Я совершал пение свое, лежа на земле. Раз очень сильно страдал я и вот вижу кого-то светлого. «Чем ты болен?» - спросил он меня. «Желудком», - отвечал я. «Покажи мне больное место», - сказал он. И когда я указал, он возложил на меня руку и сказал: «Се здрав еси, к тому не согрешай, но работай Господу». С того времени чувствую себя здоровым». Была и еще борьба отшельнику. Духи злобы не раз являлись ему в грозных привидениях. Но он не уступал насилию их и молитвою рассеивал мечты их.

Спустя семь лет стали собираться к нему труженики, но и они сперва жили отшельнически, не близко один от другого. Боярин Завалишин доставлял по временам отшельникам хлеб, что укрепляло слабых.

По особенному внушению, преподобный начал строить монастырь в 130 саженях от своей хижины, а сподвижники убедили его принять на себя сан священства и начальствования. В 1508 г. посвящен он в игумена, и тогда же был освящен храм Святой Троицы. Ставь игуменом, блаженный Александр не переменил строгости к себе, но казался последним в обители. Первый выходил на труды и больше всех трудился: то месил в хлебне тесто и пек хлебы, то носил воду из озера, то рубил и носил дрова, то приходил туда, где мололи рожь, и тогда, как другие спали, он молол за других своими руками. Никогда не спал он даже на рогоже, а на голой доске или сидя. Одежда его была ушита заплатами. Иные и смеялись над ним за такую одежду, но он оставался верным себе.

Усердно заботился он о спасении чад своих, иноков. В глубокий вечер приходил он к келье каждого, чтобы знать, кто чем занят, и потом кротко давал знать о цене времени. Он умолял братию приближаться к Богу смирением, трудами послушания, постом и молитвою.

Когда умножилось число братии, преподобный начал строить обширный храм Святой Троицы, притом каменный. Братия, видя скудость средств обители, говорили: «Где возьмем средства? Предприятие нерассудительное!» Преподобный отвечал: «Точно, мы ничего не можем сделать, если не поможет Господь, но Он помогает уповающим на Него». Храм был освящен по благословению архиепископа Макария в 1526 г. Преподобный построил еще братскую трапезу и другие здания, необходимые для общежития.

Высокая духовная жизнь северного подвижника привлекала к нему многих из близких и дальних мест. К великому авве одни приходили для испрошения благословения и молитв, другие шли со скорбями земной жизни, третьи открывали больную совесть свою. Преподобный принимал всех с кроткою любовью.

«Сын Авраамов пришел к нам, диакон Феодорит», - так приветствовал преподобный Феодорита, Соловецкого инока и будущего просветителя лопарей, к которому вышел он навстречу. Об этом пишет современник, князь Курбский.

Боярин Априлов, у которого рождались дочери и который бил за то жену, просил преподобного помолиться, чтобы Бог дал ему сына. Святой старец сказал: «И теперь жена твоя носит во чреве дитя не мужского, а женского пола. Это устрояет Бог, а не жена твоя. Потому напрасно, сын мой, оскорбляешь ты жену твою. Патриархи по молитве получали чадородие. Поступай, как они поступали. Земледелец, засевая землю ячменем, не думает, чтобы родилась ему пшеница. Подавай милостыню бедным: они - молитвенники наши пред Богом». По неотступной просьбе Априлова преподобный помолился за него, и через год исполнилось желание боярина.

Один из самых богатых и знаменитых купцов Новгорода Богдан Семенович Корюков, хотя жил вдали от обители святого, но был близок к нему душою, уважал его. Однажды посетил он монастырь преподобного. Пав к ногам святого, говорил он ему: «Помилуй меня, раб Божий! Помолись за меня Богу: у меня один сын и есть, и тот тяжело болен, готов умереть». Преподобный отвечал: «Не в нашей воле, чадо, давать, что хотели бы. Веруй Богу искренно и молись Ему с сокрушением. Он может подать все полезное для души нашей. У тебя много было детей, и все они еще юными расстались с жизнью, судьбами Божиими. Придется похоронить и того, который остается, за грехи твои, которых так много. Сын мой! По крайней мере, теперь пробудись и расстанься с грехами: не прибавляй более ростов к ростам («не прилагай резы на резы»); будь сострадателен к бедным, сирым и вдовам, корми заключенных в темнице, процентов не вымогай с должников. Такими добрыми делами обратишь к себе милость Божию... Ты удостоишься, сын мой, и ангельского чина». По летописи видим, что Богдан Семенович вошел потом в особенное доверие великого князя. Ему поручено было в 1536 г. надсматривать за деланием монеты в Новгороде. По известию ученика Александрова, Корюков перед смертью облекся в иночество.

Вот еще опыт прозорливости преподобного. Когда освящал он храм Святой Троицы, после молебна народ подавал ему то деньги, то вещи. Поселянин Григорий также хотел подать от себя что-то, но преподобный не принял. Два и три раза Григорий пытался положить дар свой в фелонь преподобного, но преподобный отталкивал руку его. «Рука твоя смердит, - сказал ему наконец преподобный, - ты бил ею мать твою и тем навлек на себя гнев Божий». «Что же мне делать?» - спросил в сокрушении Григорий. «Ступай, испроси прощения у матери твоей и впредь не смей оскорблять ее».

Незадолго до смерти своей преподобный построил еще каменный теплый храм в честь Покрова Богородицы, с братскою каменною трапезою. Тогда же утешен он был видением Богоматери, Которая обещала ему не забывать обители и умножить число иноков ее.

Преподобный Александр воспитал многих подвижников благочестия. В бывшей Оредежской пустыни - ученик его, преподобный Макарий, основатель пустыни, почивший в 1532 г. В Важеозерской Спасской пустыни, в 12-ти верстах от Свирского монастыря, почивает подвижник его и основатель пустыни, преподобный Никифор. В Оятской пустыни скончались питомцы Свирского наставника: Игнатий, Леонид, Дионисий, Феодор, Феофан, Корнилий и Афанасий.

Александр – великий авва. В духовном своем завещании он писал: «Братии моей приказываю жить в любви о Христе и отнюдь не держать в нашей пустыни опьяняющего пития, не иметь вражды между собою и не считаться ни в чем. Бог дал, доселе считаться не из чего, - казны монастырской нет: что Бог посылал при моей жизни, какой христолюбец давал вклад в монастырь - то все пошло в дом Святой Троицы и Боголепного Преображения, на храм и теплую церковь и на другой монастырский расход». Святой старец скончался на 85 году от рождения, 30 августа 1533 г. Наружный вид его: плешив‚ борода широкая и долгая, но редкая.

С 1547 г. уже чтили преподобного Александра церковною службою, но мощи его открыты только в 1641 г. Царь Михаил в 1643 г. устроил для них серебряную раку, в которой они и ныне покоятся.


Тропарь, глас 4

Иже от юности Богомудре, желанием духовным в пустыню вселився, и единаго Христа возжелел еси усердно стопам вслед ходити; тем же и ангельстии чини зряще тя удивишася, како с плотию к невидимым кознем подвизася премудре; победил еси полки страстей воздержанием; и явися равноангелен на земли, Александре преподобне, моли Христа Бога, да спасет душа наша.

Кондак, глас 8

Яко многосветлая звезда, днесь в странах русских восиял еси отче, вселився в пустыню, и Христовым стопам последовати усердно возжелел еси; и Того святое иго на рамо взем честный крест, умертвил еси труды подвиг твоих телесная взыграния. Темже вопием ти: спаси стадо твое, еже собрал еси, мудре, да зовем ти: радуйся, преподобне Александре отче наш.

https://www.traditionrolex.com/15https://www.traditionrolex.com/15