Преподобный Елиссей Сумский, Соловецкий

   Память его празднуется месяца июня в 14-й день

  XV-XVI

Преподобный Елиссей жил и подвизался в Соловецкой обители во времена, близкие к преподобному Зосиме, и, быть может, был его сподвижником, если время земных его подвигов в обители продолжалось довольно долго, ибо о совершившемся над Елиссеем чуде преподобного Зосимы повествует игумен Вассиан, настоятельствовавший в обители спустя не более 40 лет после кончины преподобного Зосимы, и повествует как о давно бывшем и слышанном им  от древнего старца, бывшего сотрудником Елиссея по послушанию. Из жизни Елиссея только и известен один предсмертный его подвиг, в котором ясно выразилось великое благочестие старца и помощь горняя, осенившая его по заступлению преподобного Зосимы.

Четыре брата: Елиссей, Даниил, Филарет и Савватий – по благословению своего настоятеля трудились в рыбной ловле на реке Выге у порога Золотца, в 60 верстах от монастыря. В один день, когда все они исправляли рыболовные сети, Даниил, по откровению ли Божию или по каким-либо внешним признакам, вдруг начал говорить Елиссею: «Напрасно, брат, ты трудишься в исправлении этих сетей: не будешь ловить ими рыбу; к тебе приближилась смерть, и ловля твоя окончилась». От этих слов ужас и страх объяли Елиссея; он начал скорбеть и тужить, не потому, чтобы боялся смерти, а оттого, что не был еще пострижен в великий ангельский образ (схиму). На месте же том не было священноинока, который бы совершил пострижение. Печаль и заботливость старца о пострижении в схиму были весьма основательны. На Афоне и ныне принимают схиму, в прежние времена было так и у нас. Побуждение к сему заключается в учении Отцев Церкви. Святой Симеон Фессалонитский пишет: «Пред смертию иже не совершен есть схимою, да совершится, да несовершен без совершейнешаго совершения отъидет. Суть бо мнози не радящие о сем, яко же и прежде ко крещению закосневавшии. Но яко не крестившийся - не христианин, еще и не имый схимы - не монах. Тем же не достигнувый быти монах, к концу своему да будет. Величайший бо есть дар; царская печать, второе крещение, от грехов очищает, дары подает, благодатию вооружает, изъемлет от врагов, Царю (Богу) представляет, любимичи Тому устрояет».

Уныние возросло в душе старца до изнеможения телесных сил. Сердобольные братия утешали его, убеждая положиться  на волю Божию, Который всюду и всех назирает всевидящим оком, видит и их нужду и силен исполнить всякое желание, когда призывают Его от всей души и чистым сердцем. В заключение, видя в старце умножающиеся скорби и болезнь тела, предложили ему, чтоб он, став пред невидимое присутствие Божие и прочитав «Достойно есть», с крестным знамением, сам возложил на себя схиму, призывая в помощь и содействие молитвы и благословение преподобных Зосимы и Савватия. Совет был принят и исполнен. Настала ночь; больной положен был в постель; упокоились подле него и утомленные сотрудники; но когда они встали от краткого сна, то больного уже не было с ними в келье. Обратились к поискам и нашли его идущим к ним навстречу, из леса и без схимы. На вопрос о случившемся он объявил: «Множество бесов пришли к нам в келью, напали на меня с яростию, силою увлекли от вас, сорвали с меня схиму, но преподобный Зосима отьял меня у них». Схима была найдена заброшенной на дереве. Старцы решились во чтобы то ни стало вести Елиссея в Суму (60 верст), где при монастырском подворье находился иеромонах. Положили болящего в судно и пустились вниз по реке Выге. Эта река весьма неудобна к плаванию по сильной быстроте и множеству подводных каменных порогов. Старцы часто приходили в смятение от опасностей, но болящий ободрял их говоря: «Не бойтесь, здесь с нами отец наш Зосима».

Без вреда проплыли они опасную реку, вышли в море и достигли пристанища в реке Вирме. Больной между тем более и более изнемогал от болезни и не переставал сокрушаться о лишении схимы. Опять настала ночь; на Вирме старцы переменили судно, взяли в помощь себе несколько наемщиков для ускорения плавания. Когда они находились на средине Сумской губы, восстала великая буря; волны подобились горам, на судне разорвался парус, сломалась мачта, весла выбило волнами из рук гребцов; к тому же налеглала такая тьма, что плаватели едва видели друг друга. Все были в отчаянии, наемники роптали и укоряли иноков; но болящий не малодушествовал, и его успокаивало дивное видение из иного мира. «Не бойтесь и не скорбите братия, - говорил он  соплавателям, едва дыша от изнеможения, - я вижу нашего отца Зосиму с нами на судне, он помогает нам; все это случилось с нами по действу диавола, желающаго погубить мою душу, но Бог, по молитвам преподобного Зосимы, истребит сопостата». Вскоре затем ветер мало-помалу начал утихать, волны улеглись, на море водворилась тишина; плаватели очутились близ сумского пристанища, которого не надеялись видеть, отдавшись на волю волнам во тьме ночной, без паруса и весел. Пристав к берегу, старцы с ужасом увидели, что болящий скончался, и радость их мгновенно превратилась в плач. С горькими слезами они взывали к преподобному Зосиме: «Преподобный отец наш, надеясь на твои молитвы, какой мы вынесли труд, какую вытерпели в море беду, вот теперь все это напрасно: что надеялись получить, не получили!» Но спустя немного времени в мертвом обнаружилось движение, отворились его уста, и он начал говорить здраво и осмысленно. Взятый на подворье, он был пострижен в великий ангельский образ и сподобился причаститься Божественных Таин Тела и Крови Христова; затем прославил Бога и, простившись со всеми, опять почил о Господе. Тело его погребено было за алтарем церкви Святителя Николая с южной стороны.

Проходили годы, многими было забыто и имя его. Спустя более столетия внимание к почившему возбуждено было тем, что гроб его обнаружился на поверхности земли, и вскоре последовали явления преподобного и исцеления от него болящих. Для удостоверения в действительности всего происходящего в 1668 г. был послан в Сумский острог царский стольник Александр Севастьянович Хитрово, который по исследовании поставил над гробом преподобного небольшую часовню. Второе исследование о преподобном Елиссее происходило в 1710 г. по указу архиепископа холмогорского Рафаила при Соловецком архимандрите Фирсе.

В настоящее время могила преподобного Елиссея находится под алтарем новой деревянной церкви; над могилой поставлена новая деревянная рака с изображением на верхней доске лика преподобного. Служат ему молебны, но также и панихиды, когда богомольцы с именем преподобного желают помянуть своих преставльшихся сродников. После каждой литургии сумляне долгом почитают сходить на поклонение преподобному в его часовне. Равным образом, отправляясь на море для звериных промыслов, у него же испрашивают в напутствие благословения и молитв. Явления и исцеления совершаются и поныне с верой приходящим. Память преподобного Елиссея совершается местно месяца июля в 14-й день.


Тропарь, глас 8

В тебе отче Елисее, известен бысть спасения образ. Восприим бо крест последовал еси Христу. Творяше же и учаше, еже презрети плоть, преходит бо, прилежати же о души вещи безсмертней. Тем же и со ангелы радуется преподобне дух твой.

Кондак, глас 2

Чистотою душевною Божествено вооружився, и непрестанныя молитвы, яко копие вручив крепко, пробол еси бесовская ополчения, Елисее, отче наш, моли непрестанно о всех нас.