401

Как уже было сказано в предыдущих статьях, гордые помыслы могут возникать в человеке и укореняться в нем в силу различных обстоятельств. При этом первопричинами появления страсти гордости являются действие диавола и склонность человека ко греху. А остальные ее источники можно условно разделить на два типа: связанные с телом человека и относящиеся ко всему, что вне его.

Тело человека является причиной множества горделивых помыслов. Однако гордость может быть питаема и тем, что непосредственно внешности и личных качеств не касается. Это — могущество и знатное происхождение, богатство и благополучие, наконец, влияние окружения, пороки и то, что было усвоено в детском возрасте.

Люди, избалованные властью, могуществом и силой, легко становятся надменными

Вавилонская башня как образ превозношения над Богом 

Примером горделивого возношения стали вавилонские строители, задумавшие возведение башни. В своем стремлении они были подобны деннице, который желал возвыситься и достичь неба (и в этом стать равными с Богом). Этот библейский эпизод свидетельствует о бессмысленности и надрыве сил строителей при отсутствии результата. Вавилонская башня есть символ гордыни. Об этом повествует книга Бытия: И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли (Быт. 11:4). Внутренняя цель строителей башни говорит сама за себя — «и сделаем себе имя» (Быт. 11:4). То, что эта мысль строителей была изначально гордой, подтверждают святые отцы. Блаженный Августин пишет: «После потопа некоторые гордецы из людей, словно в стремлении вооружиться против Бога — как если бы нечто могло высотою противостать Богу и служить хранителем их гордыни, – возвели башню, которую не смог бы разрушить даже потоп, если бы он случился в будущем… Бог увидел их гордыню и смешал им языки, чтобы они не понимали друг друга при разговоре; и возникло через гордецов множество наречий». Подобную мысль мы находим в творениях святителя Кирилла Александрийского, который пишет: «Бог всяческих не одобрял их предприятий и не допустил исполнения их; но так как они задумали нечто надменное, то Он, руководясь врожденною благостью, останавливает их предприятия смешением языков, означая этим, что намерения, превышающие возможность человеческую и неисполнимые, Он не оставляет ненаказанными». 

Власть и военное превосходство над другими

Люди, избалованные властью, могуществом и силой, легко становятся надменными. Пример гордого возношения властью, противостоящей Самому Богу, показывает Священное Писание. Так фараон на предложение Моисея, сделанное от лица Бога, отпустить богоизбранный народ, отвечал: Кто такой Господь, чтобы я послушался гласа Его? (Исх. 5:2). Царь Ассирийский, гордый успехами в умножении своих владений и расширении свой территории, говорил в сердце своем: силою руки моей и моею мудростью <…>переставляю пределы народов, и расхищаю сокровища их, и низвергаю с престолов, как исполин;  <…> так забрал я всю землю, и никто не пошевелил крылом, и не открыл рта, и не пискнул (Ис. 10:12-14).

Священное Писание также приводит в пример царя Озию, причиной гордости которого стало осознание собственной силы и военного превосходства над другими народами (см. 2 Пар. 26:16). Духовно-нравственную сторону преступления царя Озии раскрывает святитель Иоанн Златоуст: «Озия, забывшись вследствие успеха своих дел и возгордившись счастьем, стал превозноситься выше своего достоинства. Быв царем, он подумал, что ему можно священнодействовать, вторгся во храм, вошел в святое святых, и, когда священник препятствовал и запрещал ему входить туда, он не остановился, но продолжал безумствовать, презирая слова священника. За такое бесстыдство Бог поразил его проказой на челе, так что он, пожелав чести больше надлежащей, потерял и ту, которую имел; ибо не только не получил священства, но, сделавшись нечистым, лишился царства, и со стыда все время проживал тайно в некотором доме».

Основной чертой такой гордости, по мысли святителя Григория, является забвение Бога, сосредоточенность человека на себе. 

В гордости, порожденной военными успехами и могуществом, Священное Писание обличает и Иудейского царя Амасию (см. 2 Пар. 25:19), и царя Давида (см. 2 Цар. 24:10), и сына Навуходоносора Валтасара (см. Дан. 5:22-28). Указания на подобные же ложные основания гордости можно увидеть и в творениях святых отцов.

Высокое положение в обществе: чины и звания

Святитель Григорий Богослов, обличая императора Юлиана-отступника, указывает на то, что причинами поразившей его гордости стали сознаваемое им собственное могущество и сила: «Если ты гордишься оружием, то от кого, храбрейший воин, у тебя оружие?». Царское достоинство становится, как отмечает святитель, причиной горделивой дерзости императора. Свои причины — положение в обществе и сопровождающие его преимущества — для безосновательного надмения, по слову святителя, обнаруживаются и у «возведенных на высокие степени чести, высоко взгромоздивших свой начальнический стул, а брови поднимающих еще выше места своего лицедействия». В таком своем превозношении они, как говорит святитель, являются «не помышляющими о Боге, Который выше всего, и о недоступной высоте истинного царства, не рассуждающими, что и сами они, имея нужду в таковой же милости, должны начальствовать над подчиненными как над сослужителями». Основной чертой такой гордости, по мысли святителя Григория, является забвение Бога, сосредоточенность человека на себе.

Приобретение чинов становится причиной гордости и величания людей, вслед за которыми у них появляется недолжное отношение к ближним: «Они, забывая свою природу, величаются чинами, в которые возводятся по выборам. <…> низших себя людей считают подножием, превозносясь пред теми, которые дали им чин, гордясь против тех, чрез кого в собственном своем мнении стали что-то значить!». О подобном писал и святитель Игнатий (Брянчанинов), говоря, что опасны развитием гордости и сами мечты о власти и предлогом к гордости чаще всего служит даже простое начальство и с ним соединенное властительство.

Честь и могущество, почитающиеся, как показывает Священное Писание и церковная история, одними из основных причин гордости не имеют той силы, которая им присваивается людьми. Они являются лишь средством, которое использует диавол в своем противлении Богу в борьбе за душу человека.

Честь и могущество не имеют той силы, которая им присваивается людьми.


Благородное происхождение

Люди, знатные по происхождению, наследовавшие от предков громкое имя, иногда поддаются убеждению, что имеют право на то уважение и почести, какое заслужили их предки личными своими достоинствами, — хотя не наследовали ни их ума, ни их доблестей. Об этом писал преподобный Нил Сорский.

В искушении гордости чаще всего впадают люди, быстро поднявшиеся на высоту власти и почестей из низшего сословия: эта высота кружит им голову. Мудрый Соломон указывал, что в ряду четырех вещей, которые земля не может держать на себе, находятся раб, когда он делается царем, и служанка, когда она занимает место госпожи своей (см. Притч. 30:21).

О благородстве как основании для превозношения упоминает и святитель Тихон Задонский: «Благородства ли ради гордишься? Оно предков твоих, а не твое; они заслужили, а не ты: чужим хвалиться также безумно, как щеголю чужим платьем красоваться». Кроме того, как говорит святитель, благородство не поможет избегнуть смерти, которая не различает «царя от воина, славного от бесчестного, благородного от худородного». Также подвижник упоминает о том, что подлинных оснований для превозношения у человека нет главным образом и потому, что все, имеющееся у человека не его заслуга, но милость Божия.

Такое неверное понимание принадлежащих наследникам прав может относиться и к родству духовному. Причиной гордости, как свидетельствует святитель Григорий Богослов, может стать и сама принадлежность человека к христианам, неподтвержденная добродетельной жизнью: «Видите этих любителей конских ристалищ: они получают название по цвету и по той стороне, на которой становятся. Но вам известны имена эти и без моего напоминания. Если в таком же смысле называешься ты и Христианином, то весьма маловажно твое именование, хотя бы ты и гордился им». Это — недолжное отношение христиан к милости Божией, призвавшей их через благовестие.

Имущество

Об изобилии как поводе для гордости предупреждал пророк Моисей по слову Божию народ Израиля: Когда будешь есть и насыщаться, и построишь хорошие домы и будешь жить [в них], и когда будет у тебя много крупного и мелкого скота, и будет много серебра и золота, и всего у тебя будет много, — то смотри, чтобы не надмилось сердце твое и не забыл ты Господа, и чтобы ты не сказал в сердце твоем: моя сила и крепость руки моей приобрели мне богатство сие(Втор. 8: 12-14, 17). 

Питающие самомнение богатство и благополучие служат одновременно теми причинами, которые приводят гордеца к забвению о Боге, уклонению от Него

Святитель Григорий Богослов подробно перечисляет те предметы и обстоятельства, которые заставляют человека превозноситься над ближними: «Что скажем на это мы, которые <…> гордятся множеством рабов и скотов, расширяются по равнинам и горам, одним уже владеют, другое приобщают, а иное намереваются приобщить к своему владению, уподобляясь упоминаемой Соломоном “пиявице” (Притч. 30:15), которая ничем не может насытиться?..» О материальном достатке как основании для гордости писали и святители Василий Великий, Иоанн Златоуст и Тихон Задонский.

Пресыщенность

По слову Господа, достаток и довольство приводят к превозношению, а вслед за ним пресыщеню и забвению о Боге — подателе этих благ: Имея пажити, они были сыты; а когда насыщались, то превозносилось сердце их, и потому они забывали Меня (Ос. 13:6).

Также, предостерегая людей от самодовольного пресыщения, святитель Феофан Затворник указывает: «Бегайте сытости, — такое состояние, в коем лукавое сердце говорит в себе: довольно, ничего больше не требую; потрудились, поустановились порядком, можно и льготу себе дать». Это относится к телесной сытости и к довольству своим внешним состоянием, «но вполне приложимо это и к сытости духовной и к довольству своим внутренним состоянием. И следствие то же — богозабвение. Когда всего вдоволь, зачем и Богу молиться, и думать о Нем? Хоть до этого и не вдруг доходят самодовольные, но в зародыше именно это у них есть. Непосредственное действие сытости есть ослабление внимания и допущение льгот. Кто это допустит, пойдет катиться вниз, как катятся по склону скользкой горы. Вот и беда. Бдите убо!».

 

Не обходят своим вниманием неверно понимаемые людьми подаваемые им милости от Господа и святые отцы. Святитель Григорий Богослов указывает на то, в свое время в Церковной истории одной из причин превозношения христиан могло стать прекращение гонений и появление у них соответствующих прав: «Благополучие христиан, достигшее высшей степени и потому требовавшее перемены, — свобода, честь и довольство, от которых мы возгордились».

Питающие самомнение богатство и благополучие служат одновременно теми причинами, которые приводят гордеца к забвению о Боге, уклонению от Него. Однако можно видеть, что горделивые чувства и в этом случае появляются в человеке не сами по себе, но оказываются принесены диаволом, всегда искушающим человека и находящим все новые способы для насаждения в нем многозаботливости, пустых мечтаний, которые бы отвлекали его от должных ему мыслей о Боге.

Страсть гордости настолько омрачает весь человеческий состав, что система ценностей нарушается

Пороки и нечестие как основание для гордости

В Священном Писании Господь через пророка Давида прямо говорит о недолжном надеянии на неправые дела, которые становятся источником тщеславия: Не надейтесь на грабительство и не тщеславьтесь хищением; когда богатство умножается, не прилагайте [к нему] сердца (Пс. 61:11), и в другом месте: Что хвалишься злодейством, сильный? (Пс. 51:3).Псалмопевец Давид неоднократно называет подобные причины для превозношения, в том числе он пишет о том, что нечестивый хвалится похотью души своей (Пс. 9:24). Более того, в псалтири говорится и о том, что отступление от истинного Бога и явное идолопоклонство становятся поводом к превозношению себя: Да постыдятся все служащие истуканам, хвалящиеся идолами (Пс. 96:7).

Пророк Исаия передает слова Господа, сказанные израильтянам, в которых также называет воспринимаемые как основания для гордости противные установлениям Божиим дела: Посему так говорит Святый Израилев: так как вы отвергаете слово сие, а надеетесь на обман и неправду, и опираетесь на то, то беззаконие это будет для вас как угрожающая падением трещина… (Ис. 30:12).

На основании сказанного, можно видеть, что люди находят повод к гордости в том, чего нужно стыдиться. Страсть гордости настолько омрачает весь человеческий состав, что система ценностей нарушается. Гордость своими греховными поступками рождается от неправильного восприятия духовной жизни. Причина в том, что человек не видит духовного авторитета в лице Бога, а потому служит исключительно себе, обожествляя в себе свои страсти. 

Влияние окружения

В книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова, можно найти такие слова: Кто прикасается к смоле, тот очернится, и кто входит в общение с гордым, сделается подобным ему (Сир. 13:1).

Через пророка Малахию Господь обращается к Своему народу, указывая на одолевающее их смущение горделивыми нравами, которые отличают народы, не покорившиеся Богу. Богоизбранный же народ подвергается соблазну подражать надменной гордости и совершаемым ими злу, поскольку ему кажется, что жизнь нечестивых более благополучна. При этом в словах пророка можно видеть не только признание самой возможности подражать таким нечестивым поступкам, но и готовность отказаться от пути следования заповедям Божиим: Дерзостны предо Мною слова ваши… Вы говорите: «Тщетно служение Богу, и что пользы, что мы соблюдали постановления Его… И ныне мы считаем надменных счастливыми: лучше устраивают себя делающие беззакония, и хотя искушают Бога, но остаются целы» (Мал. 3:13-15).

Царь Соломон в Книге Притч также показывает губительность влияния прегрешающих, прежде предавшие заповеди Божии оказываются в согласии с теми, кто не исполняет Закон: Отступники от закона хвалят нечестивых, а соблюдающие закон негодуют на них (Притч 28:4). Под влиянием окружения совершилось падение Израиля (см. 4 Цар. 17:8). Даже пророк Божий, Асаф, признается Богу, что едва удержался от зависти тем, кто благоденствует, хотя и надмевается имеющимися у них благами и не исполняет заповедей Господних: «А я — едва не пошатнулись ноги мои, едва не поскользнулись стопы мои, — я позавидовал безумным, видя благоденствие нечестивых… гордость, как ожерелье, обложила их… И вот, эти нечестивые благоденствуют в веке сем, умножают богатство. [И я сказал:] так не напрасно ли я очищал сердце мое и омывал в невинности руки мои, и подвергал себя ранам всякий день и обличениям всякое утро? (Пс. 72: 2-3, 6, 12-14).

Святитель Нил Синайский так говорит об этом: «Демоны нередко наводят на смиренномудрых унижение и поношения, чтоб, не стерпя незаслуженного презрения, оставили они смиренномудрие; но кто в смирении мужественно переносит бесчестие, тот сим самым возносится паче на высоту любомудрия».

Как можно видеть, Священное Писание Ветхого Завета раскрывает поучительные примеры ложного превозношение тем, что должно было служить поводом для покаяния и слезного обращения к Богу о прощении. В Новом Завете апостол Павел предупреждает: Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы (1 Кор. 15:33).

Причины формирования страсти гордости в детском возрасте

С раннего детства страсти гордости и тщеславия беспощадно поражают человека. Сербский Патриарх Павел писал: «Специалисты говорят, что нередко чистый и сытый ребенок в пеленках начинает плакать. Почему? Потому что хочет привлечь к себе внимание матери, отца, бабушки, дедушки, всех, чтобы быть центром Вселенной».

Родители учат ребенка быть выше проблемы, учат ничего не бояться, формируют в нем внутреннее превосходство над окружающими

Зачастую сами взрослые допускают множество ошибок в обращении с детьми. Родители учат ребенка быть выше проблемы, учат ничего не бояться, формируют в нем внутреннее превосходство над окружающими. На таком основании ребенок начинает видеть в себе достаточно самостоятельную, автономную и сильную личность. Превозношение сначала происходит на уровне сверстников, а заканчивается тотальным превосходством над всеми людьми. И если его сразу не поставить на место, он укрепляется в убеждении о собственном превосходстве. Апогеем всей этой страшной ситуации является одобрительное отношение со стороны родителей. Одобрение это происходит не из молчаливого согласия, а от похвалы в адрес своего ребенка. Родители начинают хвалить свое дитятко даже за то, чего у него нет. А для того, чтобы закрепить видимое превосходство, родители в пример ставят одноклассников или друзей, которые по их субъективному мнению хуже их дочери или сыночка. Вот здесь и начинают давать первые ростки страсти гордости и тщеславия.

 

Епископ Александр Милеант справедливо замечает: «Ребенку приятно, когда отец похвалит его за успех и усерднее старается делать то, что правильно. Поощрение всегда было важным воспитательным средством. Однако, как многое в нашей испорченной природе уклоняется от намеченного Творцом назначения, так и жажда похвал ради похвал может свернуть нас с правильного пути. Добиваясь похвал, человек может предпринимать великие дела — не ради самих добрых дел, а, как говорится “для экспорта”, то есть ради того впечатления, которое они производят на людей. Такое настроение ведет к лицемерию и ханжеству. Чувство, которое толкает человека казаться лучше, чем он есть на самом деле, называется тщеславием». Замечательное стихотворение оставил нам наш современник игумен Виссарион (Остапенко), отрывок из которого уместно привести:

Чтобы чад своих спасти,

Надо мудро их пасти —

Где любовью, где кнутом,

Чтоб не мучились потом.

Обходитесь с ними строже.

А хвалить — избави Боже!

Чтоб не вздумали скучать,

Надо к делу приучать.

Умственные задатки ребенка могут так же сыграть с ним злую шутку. В школе такой ребенок находится всегда на ключевых ролях. Он отличник учебы, пример для класса, объект восхваления со стороны педагогов и родителей. Такого ребенка ставят в пример своим одноклассникам. Благодаря умственным способностям, интеллектуальному развитию, в ребенке проявляется некое превозношение над окружающими. С самого раннего возраста такой ребенок видит перед собой необъятные горизонты возможностей, а — купающегося в славе, пределом его желания является стремление стать победителем. Но зачастую Бог останавливает это, разбивая мир иллюзий о камень реальности. И тогда либо происходит внутренний надлом и разочарование в жизни, либо происходит разочарование в себе и принесение покаяния.

Родители ответственны за воспитание своего ребенка. От того, как они настроят скрипку невинной детской души, зависит и их будущее, и будущее общества. Святой праведный Иоанн Кронштадтский грозно предупреждал: «Остерегайте детей своих со всею заботливостию от капризов пред вами, иначе дети скоро забудут цену вашей любви, заразят свое сердце злобою, рано потеряют святую, искреннюю, горячую любовь сердца, а по достижении совершенного возраста горько будут жаловаться на то, что в юности слишком много лелеяли их, потворствовали капризам их сердца».

Преподобный Симеон Новый Богослов дает совет, как избежать гордости и тщеславия: «Нужно всякого человека с мальства, прежде чем познает он что-либо другое, научить познанию себя самого, — из чего он есть, что есть и чем покончить жизнь, то есть что засеменяется он тленным нечем и невзрачным, образуется среди нечистот, растет подобно траве сельной, составляется из многих смешений, удоборазлагаемых, что вся жизнь его есть борьба со смертию, а во внутренностях своих еще прежде смерти носит он то, что есть смрад и зловоние. Ибо кто не знает себя, что такое он есть, мало-помалу впадает в гордость и делается буиим и несмысленным. И что можно найти несмысленнее человека, который, будучи весь покрыт проказою, гордится потому только, что носит светлые и позлащенные одежды, хотя сам в себе срамен и полон безобразия? А когда выйдет он из ума по причине гордости своей, тогда делается орудием диавола во всех своих словах и делах и становится врагом Богу».

Родители должны сформировать основу поведения своего чада таким образом, чтобы ребенок реализовывал свои желания по отношению к нуждам ближних

Иногда родители много времени уделяют внешнему виду ребенка и удовлетворяют все детские просьбы. Покупают ему дорогую одежду, лучшие игрушки. И вот в ребенке начинает происходить перемена мыслей. Дети через свою одежду, игрушки, начинают тщеславиться, видят свое превосходство и искоса смотрят на других детей, которые одеты хуже или не имеют таких же игрушек. Родители подливают масло в огонь, начинают хвалить ребенка, подводить его к зеркалу, называют самым красивым и т. д. Сегодня ребенок уже с раннего возраста, особенно девочки, желают блеснуть своей красотой перед сверстницами. Для достижения своих целей они начинают использовать косметику, парфюмерию и т.д. И родители так же в этом потакают. Православный психолог вот что пишет по этому поводу: «Зарождается тщеславие, как правило, в детстве, еще до школы. Приходят гости, родители ставят ребенка на табуретку: “Прочитай стихотворение!” И все умиляются: “Ах, какой умный, какой талантливый!” Ребенок привыкает, что он в центре внимания, что все его хвалят… Так начинается слом личности, проявляются разные страсти, в том числе и тщеславие».

Важно, чтобы родители положили все свои силы на борьбу со страстями гордости и тщеславия в ребенке. Если они видят, что ребенок капризный, неуступчивый, обидчивый, хвастливый, не любит наставлений и сам всех учит, все делает напоказ, то это тревожный звоночек задуматься над исправлением своего ребенка.

Ириней (Орда), епископ Екатеринбургский и Ирбитский писал: «Чтобы внушить детям отвращение ко всякого рода тщеславию, самомнению, суетности, указывайте им на то, какой великий грех перед Богом гордость, что она, по словам Священного Писания, начало всякого греха… и мерзость перед Богом (Сир. 10, 15). Показывайте им это на примере злых духов (они, известно, за гордость свержены с неба), на примере наших прародителей в раю (учите их, к чему приводит гордость, как страшно Господь наказывает за нее и как высокомерие предшествует падению. При этом не забывайте учить их, как богоугодна добродетель, смирение и скромность, как Бог возвышает смиренного, как это мы видим на примере Матери Божией и святых. Но высочайшим образцом, как всех прочих добродетелей, так и смирения, должен быть для них Сам Спаситель, Который сказал о Себе Самом: Научитесь от Меня, так как Я смирен и кроток сердцем (Мф. 11, 29)».


Родители должны сформировать основу поведения своего чада таким образом, чтобы ребенок реализовывал свои желания по отношению к нуждам ближних. Это их обязанность — воспитывать детей так, чтобы они научились ценить и уважать других людей. Нужно воспитать в ребенке здоровое чувство успеха в отношении достижений ближнего, научиться искренне благодарить Бога и людей. 

Итак, Священное Писание и святые отцы говорят о многообразных основаниях страсти гордости. Фактически все, что должно прославлять Бога (внешние, природные качества человека, достоинства и добродетели), посредством чего человек призван стремиться к Богу и служить во славу Ему (высокое положение в обществе, благородное происхождение, богатство и благополучие), враг, приступая и искушая его, делает основанием для превозношения и удаления от Бога.

Укоренение человека во зле приводит к тому, что даже в пороках и делах неправедных он видит основание для превозношения. В то же время Священное Писание в прямых поучениях и образах говорит о том, что такое горделивое превозношение тех, кто окружает человека, зачастую становится для него примером и со временем он также укореняется в этой страсти.

 


sdsmp.ru

https://www.traditionrolex.com/15https://www.traditionrolex.com/15