563

Психолог Ирина Калёнова о том, почему дети уходят из Церкви и как этого избежать

Увы, многим знакомая картина: пока ребенок мал, он с радостью идет в храм, но по мере взросления радость эта гаснет, и вот уже родителям приходится уговаривать свое чадо причаститься, попоститься, да хотя бы просто прийти на богослужение. А потом подросток и вовсе начинает вести «антирелигиозную пропаганду» дома. И не дает покоя родителям мучительный вопрос: как так вышло?

Почему же дети, вырастая, уходят из Церкви? Кто в этом виноват? Как избежать расцерковления подростка? Об этом мы беседуем с Ириной Калёновой, психологом-консультантом при храме святых Космы и Дамиана в Шубине (Москва), соведущей Христианского психологического клуба.

Мир по черно-белому

— Ирина Константиновна, в чем особенности возрастной психологии подростка?

— Это большая тема, и рассказать все об особенностях возрастной психологии в рамках одного интервью невозможно. Самая важная особенность возраста — это пересмотр ценностей и отношений. Если для маленького ребенка родители — это неоспоримый авторитет, то подросток начинает искать свое, видит, что они могут и ошибаться, авторитеты смещаются в сторону сверстников. Гормональные изменения в организме делают подростка очень возбудимым и эмоциональным. В его представлении мир становится черно-белым, без оттенков и компромиссов. Это состояние и вызывает то, что называют подростковым бунтом. Все, чему учили раньше, должно быть пересмотрено и либо присвоено, либо выброшено из жизни. Я призываю родителей с уважением отнестись к этим процессам. Очень сложно, но необходимо в это время не испортить отношения с ребенком и сохранить доверие.

— Все ли подростки начинают бунтовать, не слушаться родителей, священников?

— Далеко не все устраивают явный бунт. Достаточно большая часть подростков проходит через кризис мягко, без явно выраженных признаков протеста. Пересмотр ценностей происходит без скандалов, и подросток сам выбирает то, что совпадает с мнением родителей. Или не выбирает. Правда, не исключено, что бунт просто откладывается на более поздний возраст.

— А что вообще подростку важно? К чему он стремится? Что любит, ценит?

— На эти вопросы нет однозначных ответов, все зависит от характера, способностей и интересов.

Без веры или без Церкви?

— В чем своеобразие подростковой веры?

— Нет подростковой или взрослой веры. Вера либо есть, либо ее нет. Можно говорить о подростковой религиозности, о подростковом поиске своей правды, идеалов и авторитетов, которые в черно-белом свете становятся хрупкими и часто сменяют друг друга.

— А можно ли веру потерять? Если да, то была ли она вообще в таком случае?

— Можно обидеться на Бога, можно разочароваться, можно уйти из Церкви и пойти искать Бога в другом месте, можно забыть о Нем и потеряться в суете. Нельзя судить, была ли вера. Мы не можем знать это наверняка, как и то, что будет потом, даже если кажется, что сегодня веры нет. Это личные отношения человека и Бога, не нам судить.

— Почему подростки, с детства находившиеся в храме, уходят из Церкви?

— Вопрос непростой и многогранный, хотя бы потому, что уйти из Церкви не всегда значит потерять веру. Уход из Церкви чаще всего сводится к нескольким причинам: нежеланию исполнять церковные предписания, бунту против навязанной системы ценностей (порой в детстве в Церкви держит страх перед Богом и родителями), неприятие отталкивающего поведения церковно- и священнослужителей. Если священники жестко, бескомпромиссно обращаются с подростками и в целом со своей паствой, они кого угодно разгонят. Особенно страшно, если пастырь унижает пасомого.

Нет подростковой или взрослой веры. Вера либо есть, либо ее нет

Но главная причина, на мой взгляд, все же в родителях. Еще в более раннем возрасте ребенку то хотелось поспать подольше, то поиграть во время молитвы – и это нормально. Если в таком случае родители и батюшка с любовью и пониманием отнесутся к ребенку, найдут слова и способы договориться, я думаю, впоследствии проблем будет меньше. Но если ребенка попробуют жестко сломать и силой, или манипуляцией, или через запугивание все-таки заставят вести себя в соответствии с правилами, то в подростковом возрасте может возникнуть реакция отторжения, и он начнет сопротивляться. «Злая» мама или «злой» папа обычно в таких ситуациях с еще большим рвением насильно гонят ребенка в храм. Замкнутый круг.

Ребенок должен сам все проверить: навязывание не поможет, манипуляции будут только злить

Потом приходит подростковый возраст. Так уж устроена психика ребенка в этот период, что он должен все сам на себе проверить, навязывание в данном случае не поможет, страх не сработает, манипуляции будут только злить. Чем жестче родители настаивают на соблюдении подростком всех обрядов и правил, тем сильнее сопротивление. А порой еще и ровесники в школе посмеиваются.

Немного о «белых воронах»

— Значит, часто проблема может быть в том, что ребенок не находит понимания среди сверстников?

— Да, бывает, что ровесники не понимают подростка, у них другие интересы, и это тоже серьезно. А для подростка очень важно мнение его ровесников, и ему очень не хочется выделяться и вызывать насмешки. Очень важной становится потребность принадлежать к сообществу сверстников.

— А что бы вы посоветовали такому подростку, который чувствует себя среди одноклассников «белой вороной»?

— Да что тут посоветуешь… Я только могу ему пожелать стойкости и веры в себя. Ну, может, еще гибкости и не дразнить «черных ворон». А по секрету скажу: в этом возрасте каждый ощущает себя «белой вороной». Поэтому ищите таких же, как вы.

— Как подростку соединить свои светские интересы и веру? Ведь так часто он чувствует, что Церковь — это один мир, а общество, школа, кружки по интересам — другой, и эта разница его может беспокоить.

— Для тех, кто с детства регулярно ходит в церковь, мне кажется, такой проблемы нет. Они уже давно приспособились к различиям. Многие даже не видят принципиальной разницы между воскресной школой и кружком по интересам. Просто интересы у них лежат в области веры, Церкви и Библии. Здорово, если при храме есть подростковый клуб и молодежное служение, где удовлетворяется важная потребность в общении с ровесниками, есть место, где за чаем можно поговорить и о Боге, и о музыке, и о кино, и о путешествиях, отношениях и других волнующих подростка темах. Хорошо, когда есть с кем отметить праздник, попеть, потанцевать на балу, сходить в поход. В этом случае тому, как сочетать светские интересы и веру, они учатся без проблем.

Беспокойство возникает тогда, когда родители и священнослужители сами боятся всего светского, резко противопоставляют Церковь и весь остальной мир: «В Церкви все хорошо, а в мире все плохо». В этом случае в подростковом возрасте человек все равно увидит, что не все так однозначно, и может сделать выбор не в пользу Церкви.

Яблоко от яблони

— Как правильно воспитывать ребенка, чтобы он потом не ушел из храма?

— Не вполне ясно, какое тут может быть правильное воспитание. Для этого нужно не воспитывать, а показывать своим примером. Дело в том, как родители сами себя ведут.

Например, родители начинают требовать подробного соблюдения всех правил без объяснения их глубинного смысла. И подросток не понимает, зачем ему это надо, и воспринимает жесткие требования как насилие. В результате ребенок ничего не будет рассказывать и объяснять, а просто уйдет из Церкви.

— Можно ли заранее предотвратить уход ребенка из Церкви?

— Еще раз скажу: родители, начинайте с себя! Ведь главный вопрос в том, что для вас вера, службы, соблюдение заповедей и Кто для вас Иисус Христос. Можно очень строго держать все посты, но при этом не показывать любви к ребенку и любви к Богу. Смысл воцерковления не в том, чтобы человек вырос фарисеем и просто исполнял все «для галочки», так и не поняв, в чем суть христианства. Важно, чтобы состоялась встреча между ребенком и Богом. Возможно ли этому научить? Если родителю самому удалось встретиться со Христом и при этом он не стал фарисеем, то он, скорее всего, найдет способ передать это своим детям. Плохо, если для родителя обряды важнее, чем глубины веры и сам ребенок со всеми его потребностями.

Нужно говорить с ребенком о Боге, о том, как Он участвует в его жизни, читать вместе Библию. Надо найти нужные слова, которые подойдут именно его чаду. Если сам взрослый понимает все эти вещи и говорит искренне, от души, то у него получится объяснить их, ребенок его услышит. А если для взрослого духовная жизнь его чада — это просто список требований, то, конечно, ребенку будет неинтересна церковная жизнь. Ведь ему порой неясно, ради чего нужно жертвовать многими приятными вещами.

Не строгостью, но любовью

— Как распознать, что с верой ребенка что-то не так?

— Есть родители, есть воскресная школа, учителя, психологи, священники. Кто именно должен понять заранее, что с ребенком творится что-то неладное? Кто же может это заметить?

Если у ребенка теплые доверительные отношения с родителями, учителями из воскресной школы, батюшкой, вопросы будут решаться по мере поступления и до серьезных проблем не дойдет. «Что-то неладное» не накопится до размеров катастрофы. Если отношения основаны на жестких требованиях без объяснения причин, без попытки понять чувства и желания ребенка, учесть его потребности, без любви и понимания, то проблемы будут накапливаться, и в какой-то момент он просто уйдет без объяснений, и заранее никто ничего не узнает. Для подростка в такой обстановке небезопасно сообщать о своей неудовлетворенности, он боится скандала, наказания и усиления репрессивных требований. И даже если у священников или учителей воскресной школы возникнут подозрения, вряд ли они смогут что-то сделать. Бывает, конечно, что батюшка может восполнить то, что не дали родители, но такое бывает редко.

— Возможно ли избежать этих ошибок?

— Опять же: все вопросы к родителям. Ребенок ведь не может быть отдельным от родителя, и вся психология детей вырастает из психологии родителей. Если родители отношения с ребенком строят на подавлении, чуть что — начинают кричать и требовать, чтобы он шел к батюшке каяться, а тот вместо утешения начинает его унижать, то естественная реакция ребенка — протест. Вместо того чтобы на естественный бунт ответить любовью, ему мир – церковный, христианский мир! – отвечает ненавистью и жестокостью.

— То есть проблема в том, что ребенок не находит понимания?

Если родители не смогут показать ребенку, что такое любовь, как он поверит в то, что Бог есть любовь?

— Даже скорее не понимания, а любви. У нас не все умеют говорить «я тебя люблю», не все умеют показывать свою любовь. Если родители так и не полюбили друг друга, то они не смогут показать ребенку, что такое любовь. Как тогда детям поверить в то, что Бог есть любовь? Подростки не верят словам, хотя и слова тоже необходимы. Надо показать любовь через свои действия. Если родители и духовник не могут дать ему этой любви, то ребенку трудно будет поверить и в Божью любовь. А без любви правила теряют смысл. Страх не удержит. А если удерживать страхом, сломать волю… Но тогда он не узнает, что такое радость.

Главное — чтобы дверь не была закрыта

— Смогут ли отпавшие вернуться? Какова вероятность этого?

— На самом деле возвращаются, и очень многие возвращаются. Главное — чтобы дверь не была закрыта. Самое страшное — это когда дверь закрывают. Помните притчу о блудном сыне?

Иногда даже в подростковом возрасте стоит год-другой переждать (это я знаю из личного опыта), дать детям возможность не ходить в церковь какое-то время, подумать, самостоятельно принять решение, и они потом сами приходят. И с большим удовольствием. Важно, чтобы родители показали и дети увидели, как люди идут к Богу и что, кроме ограничений, человек получает на этом пути. У меня есть такая уверенность: если в детстве ребенка не «перегрузили» фарисейством, страхом и чувством вины, то он найдет Бога и сможет вернуться к Нему. И даже если «перегрузили», у человека всегда есть возможность самому во всем разобраться и снова найти путь к Богу и в Церковь.

pravoslavie.ru

https://www.traditionrolex.com/15https://www.traditionrolex.com/15