128
Слово в день Святителя Николая, Архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца

Велик сонм угодников Божиих и святых святителей, но мало кто из них почтен так, как Святитель Николай. 

Есть имена, удел которых – бессмертие, наследие которых – вечность. К числу людей, чьи имена из поколения в поколение произносятся с любовью и признательностью, принадлежит ублажаемый нами Святитель Николай, Мирликийский Чудотворец. Шестнадцать с половиной веков отделяют время его жизни от наших дней, но память о нём, как и прежде, живёт в сердцах верующих. Весь христианский мир и даже мусульманский Восток почитают Святителя как великого пророка: воистину память праведника пребудет благословенна (Притч.10:7).

Святитель Николай родился в городе Патары, Малоазийской провинции Ликии, примерно в 249–250–гг. по Рождестве Христовом. Родители его – Феофан и Нонна – были благочестивыми людьми. Воспитанию будущего Святителя много внимания уделял его дядя – епископ Николай Патарский. С юных лет его воспитанник обнаружил великое благочестие, уже в 20 лет был он пресвитером и заместителем своего дяди на Патарской кафедре. Промыслом Божиим пресвитер Николай был возведён на высокое архиепископское служение в столичном городе Ликийской провинции – Мирах. В 285 г., с воцарением императора Диоклетиана, началось страшное гонение христиан, грозившее им полным уничтожением. Святитель Николай был заключён в темницу; он получил свободу лишь при императоре Константине (306 г.).

В 325 г. Святитель Николай – среди отцов Первого Вселенского Собора, созванного для осуждения ереси Ария, учившего о неравночестности Сына Божия, Иисуса Христа, с Богом Отцом, подрывавшего этим основы христианства.

Святитель дожил до глубокой старости и скончался в 343 году, прославленный даром чудотворения. Останки его были похоронены в соборном храме г. Миры. Спустя семь столетий, когда выходцы из Азии – печенеги, половцы и арабы – стали отторгать от Византийской империи область за областью, греки, проживавшие в Италии, снарядили три корабля (1087 г.) и 9 мая вывезли мощи Святителя Николая в итальянский город Бари. Папа Урбан в сопровождении духовенства встретил мощи Святителя, и они были положены под престолом в алтаре соборного храма. Через два года мощи Святителя были перенесены в новый каменный храм, где пребывают и ныне. Таковы краткие житийные сведения о Святителе Николае.

Велик сонм угодников Божиих и святых святителей, но мало кто из них почтен так, как Святитель Николай. Людские сердца тянутся к Святителю, как роднику неиссякаемой благодати, веры живой и действенной, добродетели совершенной, молитвеннику не усыпающему. Святитель олицетворяет собой «правило веры» во Христа Спасителя. Свою веру он засвидетельствовал исповеданием христианства вовремя Диоклетианова гонения и на Первом Вселенском Соборе, утверждая вместе с другими отцами Собора равночестность Сына Божия – Христа Спасителя с Богом Отцом. Исполнение заветов Христа, и прежде всего важнейшего – любить Бога всей душой и всем сердцем и ближнего, как самого себя (см. Мф.5:43, 19:19, 22:39; Мк.12:31; Лк.10:27; Иак.2:8; Рим.13:9; Гал.5:14), стало смыслом его жизни. Веровать для Святителя – значило жить так, как учит Евангелие. Всё своё немалое имущество, полученное от родителей, и значительную часть епархиальной казны употребил он на строительство странноприимниц, посещение больных, утешение сирот и вдов. Благотворительность его была милосердием, ибо сердце его наделено было даром скорбеть скорбями ближних.

Житие Святителя сохранило ряд примеров его миротворческой деятельности. Так, когда жителям г. Патары угрожала кровавая расправа за мятеж, Святитель явился на городскую площадь, умирил недовольных и восстановил порядок. Святитель был защитником угнетаемых и гонимых. Известно, например, что, когда в г. Миры трое воевод были незаконно осуждены на смерть, он сам отнял меч у палача и освободил невинно осуждённых. Прославление угодника Божия на Руси началось с принятием христианства.

Характерные национальные черты русских, составляющие душу народную, в первую очередь миролюбие, «стояние за веру», страннолюбив, обратили сердца православных к Святителю Николаю, и стал он национальным русским святым, удостоенным чрезвычайного поклонения: покрыл народ наш лицо земли своей храмами во имя Святителя Николая, и редко в русских семьях родители не называли кого-нибудь из детей именем этого Святителя.

Недостаток житийных сведений русское благочестие восполнило рядом сказаний. В одном из них рассказывается, что пожелал Господь узнать, как люди живут на земле, и послал на неё Святителя Николая и преподобного Кассиана Римлянина. Спустилось с неба посольство на Русскую землю, и увидели святые русского мужичка, тощая лошадка и воз которого увязли в дорожной грязи. Святитель предложил преподобному помочь мужичку. Преподобный же отказал: ведь они запачкают свои белые одежды, а им надо предстать пред Господом. Довод был убедителен. Однако Святитель решил помочь мужичку. Дружными усилиями Святителя и мужичка воз был вытащен из грязи на торную дорогу, и мужичок поехал. Посмотрел Святитель на свои белые одежды – они были сплошь измазаны грязью дорожной и дёгтем колёсным. Когда святые предстали пред Господом, сурово оглядел Господь Святителя и потребовал объяснений. Рассказал Святитель всё, как было, без утайки. И любовно взглянул и изрёк свой суд: «ты, Святитель, поступил верно, а ты, преподобный, – не так, как надо бы, и вот вам награда: будут память твою, Святитель, люди православные праздновать два раза в году – Николу зимнего 6 декабря и Николу вешнего – 9 мая, а тебя, преподобный, – один раз в четыре года.» (Память преподобного Кассиана отмечается только в високосном году – 29 февраля.)

Народное сказание пытается по-своему объяснить причину двукратного празднования в году Святителя Николая и один раз в четыре года – преподобного Кассиана. Но оно даёт верную характеристику жизненному подвигу и содержанию религиозности Святителя, основа которой – вера живая и действенная и милосердие.

Заканчивается богослужение, и мы расходимся по домам. Каждый ли из нас извлечёт полезный урок, преподанный сегодня, как и многие столетия назад, жизнью Святителя Николая?

Протоиерей Николай Никольский

Магистр богословия († 3 октября 1974)

azbyka.ru

https://www.traditionrolex.com/15https://www.traditionrolex.com/15