1430

18 февраля 2018 года, в Неделю сыропустную и в день престольного праздника, епископ Арсений совершил Божественную литургию в новгородском храме великомученика Феодора Стратилата.

После чтения Евангелия владыка обратился к молящимся со словами проповеди. Он отметил, что в это воскресенье мы совершаем отдание праздника Сретения Господня, и благодаря этому, те из нас, кто в силу жизненных обстоятельств, из-за учёбы или работы пропускают праздники, которые бывают в течение седмицы, в периоды попразднства, т.е. продолжающегося празднования того или иного великого праздника, имеют возможность в ближайшее воскресенье, когда мы собираемся в церкви, пережить и осмыслить празднуемое событие.

Из истории нам известно, что уже с III-IV веков в Церкви отмечался праздник Сретения. Самое раннее свидетельство об этом принадлежит западной паломнице Сильвии Аквитанке, которая описала свое путешествие в Иерусалим в «Peregrinatio ad loca sancta, то есть «Путешествие по Святым местам». Она рассказывает, что на сороковой день после праздника Богоявления совершался праздник Сретения как завершение богоявленского цикла (по аналогии с пасхальным сорокодневным празднованием). Этот праздник отмечался в Иерусалимской Церкви очень торжественно: с процессиями, шествием с зажжёнными светильниками и при большом стечении народа. Но затем в Церкви утвердился обычай совершать праздник Сретения на сороковой день по Рождестве Христовом, в соответствии с евангельской хронологией.

Как мы читаем в Евангелии от Луки, на сороковой день после рождения младенца Иисуса, Иосиф и Мария приносят Его в храм для того, чтобы совершить положенные, согласно Закону Моисееву, жертвоприношения, потому что все младенцы-первенцы мужского пола в Израиле считались принадлежащими Господу, в память о том, как Господь, поразив первенцев Египта, вывел Свой народ из дома рабства. В богослужебной, обрядовой жизни это выражалось в том, что на сороковой день после рождения ребенка, следовало совершить законные обряды и жертвы в иерусалимском храме. Иосиф и Мария вместе с младенцем Иисусом совершили всё требуемое Законом, но евангелист Лука сосредотачивает внимание совсем на другом событии: не на жертвах, а на встрече, и отсюда название праздника - Сретение.

Исторически Сретение - это встреча младенца Христа со старцем Симеоном, ставшим Богоприимцем, но празднование Сретения Господня в Церкви уже на протяжении двух тысяч лет говорит о гораздо большем. Это встреча Ветхого и Нового Заветов, человека и Бога в лице Иисуса Христа, это встреча, которая совершается в тайниках душ верующих, последовавших за Христом, ставших членами Церкви, наконец, это встреча, к которой мы, как старец Симеон, должны стремиться, но которая будет уже за пределами нашего временного жития. К этому мы готовимся и надеемся, что свет Христов отгонит и просветит тьму смертную и сделает всех нас причастниками Своего Воскресения.


--цитата--

«Мы не можем с чистым сердцем произносить слова молитвы: «Прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим», и в тоже самое время оставлять в сердце злость и холод по отношению к нашим ближним»

Епископ Арсений


Владыка также отметил, что есть ещё один смысл Сретения в приложении к нашей христианской жизни, в контексте услышанного в притче о Страшном суде, которая читалась в прошлое воскресенье. Мы встречаем Бога в лице наших ближних каждый день, и то, что мы совершаем по отношению к ним, мы совершаем по отношению к Богу. Эта притча помогает нам задуматься и сделать правильные выводы в нашей жизни, кто мы: овцы, стадо Христово, последователи, живущие по Евангелию или только называющие себя христианами, но остающиеся чуждыми евангельскому учению о любви. И, действительно, как можно, называя себя христианином, копить в сердце злость, непрощение, осуждение к ближним нашим? Сегодняшний день продолжает эту тему, называясь Прощёным воскресением. Мы не можем с чистым сердцем произносить слова молитвы: «Прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим», и оставлять, в тоже самое время, в сердце злость и холод, по отношению к нашим ближним, в этом нет ничего христианского. Молитва и пост, наполненные какими-то пересудами, озлобленностью, неприязнью по отношению к ближнему, не имеют никакой цены перед Богом.

Нынешний день называется ещё Воспоминанием Адамова изгнания, когда мы вспоминаем изгнание прародителей из Рая. По слову владыки, символично, что, находясь в этот день на пороге Великого поста, мы с вами можем отнестись к нему, к этому предлежащему нам поприщу, как к образу истории всего человечества от Адама до Христа, можем рассмотреть его, как историю нашей жизни от появления на свет до воскресения со Христом, образом чего и служит праздник Пасхи. Таким образом, пост должен быть для нас иконой нашей жизни, но такой жизни, которая наполнена евангельским содержанием, к чему и призывает нас слово Божие, прочитанное сегодня. Прежде всего, апостол Павел говорит: «Ночь прошла, а день приблизился: итак, отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света» (Рим. 13:12). Это, пожалуй, лучшее напутствие, лучшее предисловие к Великому посту. «Отвергнем дела тьмы и облечёмся в оружия света» - вот для чего нужен пост.

Нет смысла говорить снова и снова, что цель поста не в ограничении себя в той или иной пище, что физический пост должен служить чему-то более важному, более высокому, создавать благоприятную атмосферу для молитвы и для добрых дел. В Евангелии мы читаем слова, приуроченные к сегодняшнему дню: «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших. Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6:14-18). Внешний пост важен настолько, насколько он помогает посту внутреннему, а если внешность лишена внутреннего содержания, то превращается в ничто. Без стремления к Богу, без того, чтобы наша жизнь была наполнена жаждой сретения, встречи с Господом, и также без совершения добрых дел пост теряет всяческий смысл.


--цитата--

«Как весна после зимних месяцев приходит и оживляет природу, так и пост становится весной для нашей души, удобным временем, когда мы можем воскресить в себе желание жить по Евангелию»

Епископ Арсений


Ещё одно чтение, которое читалось вчера в субботу, тоже служит наставлением к предлежащему великопостному времени. «Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного» (Мф. 6:1). И дальше Спаситель говорит о том, что милостыня должна быть тайной. Владыка отметил, что мы забыли, что основным содержанием в жизни христианина должна быть помощь ближним нашим, так вот пост нам это напоминает. Если бы мы всегда жили в строгом соответствии с Евангелием, то пост, может быть, был бы нам не нужен, но из-за нашей расслабленности и теплохладности, как весна после зимних месяцев приходит и оживляет природу, так и пост становится весной для нашей души, удобным временем, когда мы можем воскресить в себе желание жить по Евангелию, придать новый импульс, подняться на новую ступень в духовном росте.

Вспомним, что для ранних христиан пост был неразрывно связан с милостыней, и в пост они ограничивали себя не только ради личной аскезы, а реальным образом употребляли меньше пищи и тратили на неё меньше средств, чтобы иметь возможность благотворить нуждающимся. Одного без другого не было, и поэтому мы с вами должны выйти из какой-то зацикленности на самих себе, на своих переживаниях и начать, если ещё не начали, совершать дела милосердия, дела любви. Сама жизнь предоставляет нам для этого случай каждый день. Встреча с ближним, знакомым или незнакомым – это всегда встреча с Богом. Увидим ли мы Христа в этом человеке и послужим ему добрым словом, делом или хотя бы молитвой, или пройдём мимо и закроем своё сердце для него, а, соответственно, и для Бога?

Ошибка многих из нас - думать, что быть православным христианином, особенно в пост, это обязательно быть угрюмым человеком, осуждающим всех, кто не таков как мы, постящиеся, церковные люди.

Основным содержанием предстоящего нам великопостного поприща, по слову владыки Арсения, должна стать любовь, любовь к Богу и любовь к ближнему, без чего все остальные уставы, все остальные наши старания, правила внешнего благочестия становятся бессмысленны. Но, с другой стороны, эти уставы о посте, уставы о молитве, должны создать для нас благоприятные условия, чтобы помочь нам в жизни по Евангелию. Спаситель говорит: «Ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое», то есть прими праздничный вид, в соответствии с пониманием тех людей, кто слушал Его, не будь уныл, не будь показательно печален, выставляя перед всеми свой пост. Ошибка многих из нас - думать, что быть православным христианином, особенно в пост, это обязательно быть угрюмым человеком, осуждающим всех, кто не таков как мы, постящиеся, церковные люди. Нет, это тупиковый путь, который закрывает от нас Христа, а цель поста в том, чтобы каждый из нас преобразился.

У митрополита Антония Сурожского есть замечательный образ, который он привёл, опираясь на слова книги Бытия о том, что Бог сотворил человека по образу Своему: каждый человек - это икона, в переводе с греческого - образ, образ Божий. В нашем падшем, греховном состоянии эти иконы повреждены, затемнены, они требуют преображения, требуют очень внимательной реставрации, и вот духовная жизнь - это как раз то, что преображает образ Божий в нас. Так пусть пост будет этому способствовать, сопутствовать, чтобы мы обрели возможность окружающему нас миру явить сострадающий и любящий лик Христов.

После причастия было совершено славление с молитвой перед иконой великомученика Феодора Стратилата.