Иеромонах Григорий (Побожин): Мы призваны стать соработниками Бога в созидании Царства Небесного на земле

Интересно, что современные христиане представляют себе цель жизни совсем не так, как об этом написано в Священном Писании, особенно в Новом Завете и Посланиях апостолов. Многие говорят, что целью христианской жизни является спасение, но далеко не все понимают в чем оно заключается.

Если мы радеем только о спасении души, то воскресение нам вообще не нужно

Многие из нас скажут: цель жизни – это спасение души. Под спасением души мы подразумеваем, что должны вести такой образ жизни, чтобы после смерти наша душа оказалась в Раю, а не в аду. Но это ли является целью христианской жизни? Многие с уверенностью ответят, что да. Отсюда у людей весь мир начинает делиться на пространство священного и пространство мирского. При этом человек вполне осознает, что большая часть его жизни является мирской, и заполнена мирскими ценностями: семьей, домом, работой, образованием, развлечениями и т.п. Религия же для такого человека является всего лишь необходимым дополнением к основной, реальной мирской жизни. В результате этого человек начинает делить людей на мирян и священников. Такие люди считают, что священники и монахи, которые ведут, по их мнению, более совершенный образ жизни, являются в большей степени готовыми к тому, что их душа найдет упокоение в лучшем мире, то есть в Раю. Для них главное - провести свою жизнь так, чтобы совершить минимум грехов, и чтобы эти грехи не помешали нам достигнуть Рая. Иначе говоря, смысл христианской жизни заключается для нас в том, чтобы тихо, мирно дожить до кончины, надеясь на то, что Бог смилостивится, и мы окажемся в лучшем месте. При всех достоинствах такого видения смысла христианской жизни, нужно сказать, что ничего подобного в Новом Завете мы не увидим.

В евангельском изложении и посланиях святых апостолов цель христианской жизни является совершенно иной и никакого отношения к такому видению, возникшему в Средневековье, не имеет. Более того, в таком видении можно заметить антихристианские тенденции, но мы рассмотрим эту позицию позже. Итак, о чем же говорит Евангелие, если не о нашей посмертной участи? Что не так с нашим пониманием цели христианской жизни, которое заключается лишь в спасении души? Чтобы разобраться, попробуем ответить на вопрос: что же будет с нашим телом после смерти? Многие скажут, что тело принадлежит материальному миру, на него не нужно обращать внимание, а если и нужно, то только смирять его постом и молитвой. Вот какой следует вывод из такого видения. Правильно ли это? Нет, ведь тогда непонятно, при чем тут воскресение Христа из мёртвых. Получается, что оно вообще не нужно, если мы радеем только о спасении души. Ведь воскресение подразумевает воскресение как душевное, так и телесное. Здесь вспоминаются слова апостола Павла, который говорил:«Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор. 15, 13-14). Именно в этом русле мы говорим об антихристианстве, когда думаем только о спасении души.

 

Цель христианской жизни – это соединение земного и небесного

 

Акцент на спасении души является наследием платонизма - учения древнегреческого философа Платона. Платонизм пришел в христианство, начиная с первых веков, и, в общем-то, помог христианству сформулировать его основные постулаты и догматы. Но при всём уважении к древнегреческому философу нужно помнить, что Христос выше Платона. Поэтому нам нужно вернуться к библейским истокам, и послушать, о чем говорит нам Новый Завет. Здесь мы должны вспомнить о понятии «небеса», о которых много говорится в Евангелии. Что же такое небеса? Вспомним молитву «Отче наш», где при обращении к Богу Отцу говорится: Да будет воля Твоя и на земле, как на небе». То есть предполагается, что небо - это то место, где совершается воля Божия. А теперь вспомним, что означают небеса в нашем понимании: небеса - это то место, куда я возможно попаду, когда умру. Таким образом наше понимание небес опускается до бытового уровня – до места нашего упокоения.


--цитата--

«Мы должны содействовать тому, чтобы Царство Небесное приобретало здесь, на земле, всё большую силу, а не просто призывать Бога, чтобы Он сам установил это Царство без нашей помощи»

Иеромонах Григорий Побожин


Молитва «Отче наш» и отдельные места Священного Писания говорят нам о том, что воля Божия совершается как на небе, так и на земле. То есть, мы видим некоторое сближение неба и земли, и вот это сближение имеет отношение к понятию «Царство Небесное». В конце времен предполагается, что небо и земля будут представлять собой единое целое, и в этом едином мире будет совершаться воля Божия. Таким образом, цель христианской жизни – это исполнение воли Божией, богообщение и, самое главное, соединение земного и небесного. Мы начинаем это дело ежедневно с молитвы «Отче наш». Когда мы говорим, «да будет воля Твоя и на земле, как на небе», предполагается, что мы тоже способствуем этому сближению, тому, чтобы воля Божия совершалась и на земле. То есть мы должны содействовать тому, чтобы Царство Небесное приобретало здесь, на земле, всё большую силу, а не просто призывать Бога, чтобы Он сам установил это Царство без нашей помощи.


--цитата--

«Позиция христианина по отношению к Царству Небесному активна, иначе и быть не может»

Иеромонах Григорий Побожин


Итак, мы пришли к тому, что цель христианской жизни - это созидание Царства Небесного. Чем же отличается эта цель христианской жизни от широко общепринятой, которая заключается в спасении души? Царство небесное начинается с Христа. Ведь именно Он совершил это единение небесного и земного, открыл нам дверь в это Царство Божие и сказал, что отныне мы можем идти по этому пути, что нам дана власть и свобода, для того чтобы совершать волю Божию и стать Его соработниками в созидании Царства Небесного еще здесь, на земле. Церковь Христова является проявлением этого Царства в нашем мире, а люди – его работники, между которыми нет различий, будь то монахи или миряне, мужчины или женщины, богатые или бедные. Всем нам дано повеление соединять земное с небесным и быть соработниками Бога в этом благородном деле. Предполагается, что все мы будем активными соработниками Господа и все полученные от Него таланты используем для исполнения Его святой воли. То есть позиция христианина по отношению к Царству Небесному активна, иначе и быть не может.

 

Когда мы становимся активными соработниками Бога в создании Царства Небесного, мы не можем избежать падений и ошибок

 

Поговорим о видении Рая как о месте упокоения души, о чём мы говорили в самом начале. Само по себе видение вроде неплохое, но, основываясь на нем, человек лишь стремится донести свою безсмертную душу до дверей Рая, совершая как можно меньше грехов в этой жизни. Ни о каком активном соработничестве с Богом тут и речи нет. При той позиции, когда мы являемся активными строителями Царства Небесного, мы не можем избежать поступков, и эти поступки приведут не только к положительным результатам, но и к ошибкам, грехам, заблуждениям и сомнениям. То есть получается, что человек, который правильно понимает свою роль в Церкви, неизбежно будет «грешить» в нашем мнительном понимании этого слова, так как грехами считаем то, что по сути ими не является. Таким образом среди христиан есть две позиции: или не делаем ничего, надеясь на спасение своей души, или ревнуем о Боге и стараемся что-то сделать для Него и ближних.


--цитата--

«Нужно помнить, если мы в своей жизни руководствуемся только страхом, а не любовью к Богу, если мы не развиваемся, как творческие личности, то мы не должны удивляться, что Христа в нашем сердце нет»

Иеромонах Григорий Побожин


Те, кто придерживаются второй точки зрения, понимают, что несмотря на свои промахи, они, тем не менее, двигаются вперед, потому что из всех ошибок делают выводы, чтобы в дальнейшем стать лучше. Лучше не для себя, не для окружающих, а для Бога, совместно с которым пытаются приблизить тот благословенный момент, когда соединятся небесное и земное. Вот в этом и заключается позиция истинного христианина. А позиция бездействия и надежды на милость Божью является абсолютно нехристианской позицией. Она несет в себе только страх, а страх ничего хорошего человеку не дает. Страх уводит от Христа. Да и сам Христос сторонится тех людей, которые боятся что-либо совершать, думать, сомневаться и двигаться вперед. Сначала мы боимся, а потом начинаем жаловаться: где же Христос, почему мы не чувствуем его в себе? Что с нами не так? Мы же все делаем правильно, выполняя церковные предписания… Нужно помнить, если мы в своей жизни руководствуемся только страхом, а не любовью к Богу, если мы не развиваемся, как творческие личности, то мы не должны удивляться, что Христа в нашем сердце нет. Может быть, Он смотрит на нас издалека, и ожидает, когда мы, наконец, явим хоть какие-нибудь личностные черты, когда мы, наконец, почувствуем себя христианами с большой буквы и начнём что-либо делать в отношении Царства Небесного.