Епископ Арсений вознес молитву о сохранении творения Божия

3 сентября 2017 года в Неделю 13-ю по Пятидесятнице епископ Юрьевский Арсений совершил Божественную литургию в Спасском соборе Свято-Юрьева монастыря. Накануне вечером в этом же храме обители владыка возглавил всенощное бдение. За Божественной литургией после чтения Евангелия проповедь произнёс иеромонах Сергий (Шардаков). После Литургии был совершен молебен, на котором были возглашены особые прошения и молитва о сохранении творения Божия.

Священный Синод на заседании 13 июля 2015 года утвердил чин молебного пения о сохранении творения Божия, который надлежит совершать во всех храмах Русской Православной Церкви ежегодно в первое воскресенье сентября.

На молебне в сугубую ектению были включены прошения из этого чина. После ектении епископ Арсений вознес молитву о сохранении творения Божия.

По окончании богослужения владыка Арсений обратился к прихожанам со словами проповеди. Он отметил, что сегодняшнее евангельское чтение повествует о долготерпении Божием и о Его любви, но одновременно оно прозвучало грозным судом для иудеев, особенно для начальников, духовных вождей народа израильского, которые были Его совопросниками, завистниками, и наверняка уже тогда, когда Христос говорил эту притчу, они начинали строить свои козни против Него. Притча о виноградарях, о злых делателях - это еще библейский образ, он встречается у пророков, и они поняли, что Господь имеет ввиду, узнали в притче самих себя. Ведь виноградником назван народ израильский, народ Божий, господин этого виноградника - Сам Господь, делатели - это духовные вожди, священники, первосвященники, фарисеи, учителя того времени, а слуги господина, которых посылают в виноградник, что бы взять от его плодов - это пророки Ветхого Завета, проповедь которых никогда не была встречена восторженно, они терпели гонения, скорби, многие претерпели мученическую смерть. И наконец, словно вот этот господин виноградника из притчи, Господь посылает Сына Своего Единородного, говоря: «Постыдятся сына моего» (Мф. 21:37), но злые виноградари говорят, что «это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его» (Мф. 21:38). Этим Господь обличает тех, кто Его слушает, и они понимают то, что Он знает их замыслы против Него. Но больше всего их возмущает то, что Он ставит Себя выше пророков Ветхого Завета, делает Себя Сыном Божиим, и от этого они исполняются еще большей злобой и ненавистью по отношению к Нему. Эта притча, как отметил владыка, может иметь целую палитру смыслов, особенно, когда мы подумаем о том, что виноградник Нового Завета - это Церковь Божия, и тогда каким грозным предостережением она может прозвучать и для нас с вами. Но обратим внимание на одно возможное понимание этой притчи.


--цитата--

«Молитвы, которые мы сегодня возносили о всем творении Божием, призваны нам напомнить о нашем первоначальном призвании, о призвании еще первого Адама, которое он не смог исполнить, но которое за него исполнил Второй Адам, Господь Иисус Христос, воплотившийся ради жизни каждого из нас и ради спасения всего мира»

Епископ Арсений


С 2015 года по благословению Священного Синода и Святейшего Патриарха в храмах Русской Православной Церкви в первое воскресение сентября возносятся молитвы о всем творении Божием. И вот в этом смысле слова под виноградником может пониматься весь мир, все творение, и человек в нем - делатель. В самом начале Священного Писания, когда говорится о творении мира, сказано, что человек был поставлен Богом, чтобы возделывать Эдемский сад. Конечно, под этим возделыванием не следует понимать только садоводчество или землепашество, сельскохозяйственную деятельность, смысл здесь гораздо шире.

Эта заповедь, как подчеркнул владыка, говорит о хранении всего творения Божиего, о заботе, попечительстве о всем мире, в котором человек поставлен венцом творения. Но что происходит после грехопадения? Мы видим, что извращаются не только отношения человека и Бога, но и отношения человека с миром, когда вместо такого царственного, священнического отношения к миру, ко всем живым существам, населяющих землю, человек становиться потребителем, иногда жестоким и бессмысленным палачом. И молитвы, которые мы сегодня возносили о всем творении Божием, призваны нам напомнить о нашем первоначальном призвании, о призвании еще первого Адама, которое он не смог исполнить, но которое за него исполнил Второй Адам, Господь Иисус Христос, воплотившийся ради жизни каждого из нас и ради спасения всего мира, потому что, по слову апостола Петра, в конце концов ожидает нас преображение всего мира, будет новая земля и новое небо (см. 2 Пет. 3:13).


--цитата--

«Мы должны задуматься о том, как бы нам быть соработниками, орудиями Божиими в этом попечительстве о всем творении»

Епископ Арсений


По слову владыки Арсения, мы должны задуматься о том, как бы нам быть соработниками, орудиями Божиими в этом попечительстве о всем творении, продолжить вместе со Христом исполнять это царское, священническое достоинство по отношении ко всему сотворенному миру, по отношению ко всем живым существам, наполняющих землю. Заповедь о любви дана, прежде всего, по отношению к Богу и людям, потому постоянно христианское святоотеческое толкование Священного Писания акцентирует внимание на этом: люби Бога и люби ближних. Однако, любовь Божия не ограничивается этими рамками, она простирается на весь мир. Мы тоже должны постараться расширить своё сердце в молитвах, в добром, бережном, попечительном отношении всем живым существам, ко всему миру, чтобы исполнить и нам то предназначение, которое возложено Богом на человека в созданном Им мире, - закончил владыка своё слово.