228

Что считать подлинным воцерковлением? Носит ли оно внешний или внутренний характер? Не ошибемся, если скажем, что вхождение в храм Божий имеет целью самое сердце сделать храмом Божества. Воцерковление, по сути, равнозначно спасению. Воцерковление есть состояние сердца! Сердца облагодатствованного, очищенного и освященного силою Духа Святого.

Что служит отличительным достоинством  истинного христианина, то есть подлинно воцерковлённого человека? Конечно, любовь! По тому узнают, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою, – говорит Господь (Ин. 13: 35). Действительно, участие в церковных таинствах, в Божественной литургии, хорошее знание жизни православного прихода, обрядовой стороны веры ещё не являются гарантом стяжания любви – этой царицы добродетелей. Ведь иной «церковный» человек зачастую совмещает несовместимое: приобщаясь Святых Христовых Таин, не изживает раздражительности и гордости; свершая положенное ежедневное молитвенное правило, не избегает злословия и осуждения; ревностно держась уставов церковных, в тайне сердца похотствует очами и согрешает блужданием (или блужением) мысли… 

Думаю, каждый из нас встречал людей (а может быть, и мы сами таковы?), приверженных к храму Божию и вместе с тем навязчивых в общении, словоохотливых до утомления, чуждых такта и деликатности, лишённых бодрого, радостного восприятия жизни, зато изобилующих печалью, недовольством и даже ропотливостью. Так что же считать подлинным воцерковлением? Носит ли оно внешний или внутренний характер?..

Не ошибёмся, если скажем, что вхождение в храм Божий имеет целью самое сердце сделать храмом Божества. Веточка должна быть привита к плодоносящему дереву, а затем, напитавшись его соками, сама будет плодоносить. Воцерковление есть состояние сердца! Сердца облагодатствованного, очищенного и освящённого силою Духа Святого! В этом – вся соль христианского благочестия, суть и смысл жизни по вере, подвига исполнения заповедей Христовых.

Однако как неспешно, незримо свершается воцерковление современного человека! Об этом с особенной вескостью могут судить педагоги и воспитатели. Действительно, гораздо легче приобщить детей к церковной жизни, научить их исповедоваться, дать им понятие о причащении Святых Христовых Таин, нежели добиться главного – просветления их внутреннего мира. Оказывается, что многие подростки умудряются (при их «церковности») употреблять в речи дурные слова, проявляют грубость и иногда жестокость во взаимоотношениях, позволяют себе что-то взять без спросу или совершить иные неблаговидные поступки. У детей всё открыто или быстро обнаруживается вследствие их простоты и наивности. У взрослых зло может быть загнано глубоко внутрь. При внешнем образе благочестия они могут оставаться рабами лукавства и мнительности, обидчивости и самолюбия, похоти и корыстолюбия…

Итак, подлинное воцерковление требует очищения сердечной чаши изнутри. …Если око твоё будет чисто, – говорит Спаситель, – то всё тело твоё будет светло (Мф. 6: 22). Если помыслы и чувства нашего сердца будут высветлены благодатью, то и слова, поступки, образ жизни будут неукоризненны, пропитаны духом правды, мира и любви.

Достоинство христианина познаётся в испытаниях. Таким испытанием служит нам сама жизнь. Верность данному слову, чувство долга и ответственности, доброта и участливость как главные принципы общения с людьми, желание быть полезным и готовность служить ближним, сердечное целомудрие, личные скромность и смирение – визитная карточка подлинного раба Божия! Много ли таких людей ныне нас окружает? Приближаемся ли мы сами к нравственному идеалу? С сокрушением сердца приходится ответить на эти вопросы отрицательно.

И всё же: как достигнуть намеченной цели? Ведь Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же (Евр. 13: 8)! Мать-Церковь, исполненная благодатной силы и тепла, вечно будет изливать посредством таинств спасительную благодать, возрождающую одряхлевшую и заматоревшую во грехах человеческую природу. От нас лишь зависит,каквоспользоваться даром Духа Святого, сохранить в себе силы, почерпнутые в храме, умножить их через правильное духовное делание, подвижнический образ жизни.

Что же предлагают нам наставники благочестия, Святые Отцы, в качестве главных рецептов, пособий для возделывания сердца? Во-первых, – трезвение, или непрестанное памятование о Христе Спасителе, соединённое со внимательным и неспешным призыванием Его святого имени. Святитель Григорий Палама, великий греческий подвижник XIV столетия, свидетельствует, что все христиане, независимо от возраста, звания и положения, призваны на всякое время и во всяком месте творить молитву, и преимущественно молитву Иисусову: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного!». Когда мы с верою и любовию призываем Господа, благодать Его невидимо нам содействует, отгоняет злых духов, освящает пространство, привлекает к нам ангелов Божиих, усовершает нашу деятельность, а главное, предохраняет от грехов, соделывая сердце походной церковью, в глубинах которого непрестанно свершается поклонение Отцу в Духе и Истине.

Во-вторых, – покаяние, тесно связанное с трезвением. Нетрудно заметить, что молитва Иисусова сходна с молитвой мытаря и приучает нас всегда памятовать о своём падении, поставляя грешного человека пред лицем Всесвятого Бога.

Покаяние выражается ещё и в навыке самоукорения, стяжать который столь спасительно для каждого из нас! Умение увидеть вину в себе, не перелагая её на чужие плечи, умение укорить самого себя (избегая, впрочем, самопоедания) – искусство из искусств! Именно это делание избавляет современного христианина от раздражительности и нервичности, помогает забывать обиды и покрывать великодушным прощением многочисленные слабости и недостатки окружающих.

Наконец, – деятельная любовь, которой должна быть пронизана вся наша будничная жизнь. Стяжать, являть её, изливать от чистого сердца, лучиться братолюбием заповедывают нам в своих посланиях святые апостолы Пётр и Павел. Любовь да будет непритворна... Не будь побеждён злом, но побеждай зло добром (Рим. 12: 9, 21).

Таковы были, есть и будут истинные ученики Христовы! Только Церковь, как дивная виноградная лоза, способна взрастить духовные гроздья, наполненные игристым соком жертвенной любви… Воцерковление свидетельствуется плодами, собираемыми подвижником с живоносного древа Креста Господня, сокрываемыми в тайнике всегда молящегося сердца. Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера. Кротость, воздержание(Гал. 5: 22–23).

Воцерковление, по сути, равнозначно спасению. Воцерковлённый человек предоставил себя в послушание Христу, Который Своею благодатью почивает в простых и незлобивых сердцах… Чрез друзей Божиих Христос Спаситель являет в мире Свои могущество и премудрость. Вот почему Он называет их друзьями, светом мира и солью земли. Дивно сияет небесный свет на челах учеников Христовых, так что и неведующие Бога, наблюдая за их жизнью, невольно прославляют Отца их, Сущего на небесах.


Протоиерей Артемий Владимиров

monastery.ru