Протоиерей Михаил Ивлев
(Ивлев Михаил Федорович 1919 – 1990)
Служение в Новгородской епархии: 1954 - 1990
Служение в Новгородской епархии
Бронница Новгородского района. Диакон 1954-1957, священник 1957-1964.
Речки Солецкого района. 1964-1965.
Порожки Волотовского района. 1965-1990.
Дата рождения: 14.11.1919.
Место рождения: Псковская губ., Опочецкий уезд(ныне Локнянский район), д.Пахомково.
Биография:
Военная служба. 1939-1946 (по воспоминаниям близких, подвергался репрессиям во время службы).
Участник войны на Дальнем Востоке. 1945. Медаль "За победу над Японией". 1946.
Локнянский райпромкомбинат. Столяр. 1946-1947.
Локнянская районная больница. Столяр. 1948-1952.
Ленинградская Духовная Семинария. 1952-1954 (два класса).
Диакон. 6.06.1954 (Бронница, епископ Таллинский и Эстонский Роман (Танг).
Бронница Новгородского района. Преображенский храм. 1954-1957.
Иерей. 6.07.1957 (епископ Новгородский и Старорусский Сергий (Голубцов).
Бронница. 1957-1964. Настоятель. 17.04.1961 - 13.07.1964.
Снят с регистрации на 3 месяца. 13.07.1964.
Речки Солецкого района. Вознесенский храм. Настоятель. 26.08.1964- 6.03.1965.
Порожки Волотовского района. Благовещенский храм. Настоятель. 15.03.1965-29.11.1990.
Наперсный крест. 1968. Протоиерей. 1972.
Орден Отечественной войны 2 степени. 1985.
Преставился 29.11.1990. Погребен на кладбище с.Бронницы
Незадолго до войны с фашистской Германией отец Михаил был призван в армию. Наступил день принятия присяги, в которой были слова: «Последнее дыхание отдам делу Ленина-Сталина». Он отказался принимать такую присягу, сказав, что последнее дыхание он отдаст Богу, а не делу Ленина-Сталина. За такой решительный поступок он были посажен в тюрьму. Солдатские кровати ему заменили тюремные нары.
Позже он рассказывал со слезами, что было очень тяжело в заключении и многие не выживали
иерей Михаил Ивлев иерей Михаил Середа
архим. Никита (Чесноков) Михаил Ивлев
иерей Михаил Середа иерей Михаил Ивлев
Печоры иерей Михаил Ивлев, Евгений Степанов, архм. Никита(Чесноков), прот. Евгений Амбарцумов
иерей Михаил Середа, иерей Михаил Ивлев Бронница
о. Евгений, матушка Александра, матушка Татьяна о. Михаил, Лена .
о. Михаил, мат. Татьяна, их дочка Елена
Крестный ход на Престольный праздник
Бронница. Четвёртая слева староста храма Конькова Парасковья , матушка Татьяна, Лена Ивлева, отец Михаил Ивлев,
отец Пётр Чесноков, епископ Сергий (Голубцов) о.Евгений Стапанов, протодикон Анатолий Горностаев,
отца Евгения Николай и Владимир
Бронница. архимандрит Пётр Чесноков, протоиерей Александр Ильин, иерей Евгений Степанов, сзади стоит диакон Михаил Ивлев
Печоры. о.Евгений Степанов, архим. Никита (Чесноков), о.Михаил Ивлев Бронница
иерей Михаил Ивлев и иерей Михаил Середа
Добрый пастырь
С незабвенным отцом Михаилом Ивлевым я познакомилась 10 мая 1985 г, на то был промысел Божий. Я всегда мечтала познакомиться поближе с личной жизнью священника, т. к мне казалось, что это не земные люди. И вот Господь исполнил мое желание, удостоил меня такой желанной встречи со священником.
Это было празднование 40-летия Победы в Великой Отечественной войне и мне, как депутату районного совета поручили вручить подарок участнику войны священнику Михаилу Ивлеву. Я очень обрадовалась, ведь исполнилось моё желание, но вместе с тем и испугалась, ведь не знаю, как вести себя с таким человеком.
9 мая не получилось, была закрыта калитка, а громко стучать боялась, и я ушла, видно Господь дал время на подготовку. 10 мая я снова подошла к дому. На счастье калитка открылась, вышла матушка, я представилась, доложила цель визита, и она пригласила меня в дом.
Матушка сообщила батюшке словами: «Батюшка, к нам гости» и с улыбкой вышел седовласый мужчина, с седой бородой, ласково поздоровался. Я увидела простого, доброго человека, сразу приступила поздравлению с праздником, вручила подарок.
Батюшка был приятно удивлён, поблагодарил к меня и пригласил к столу, где стоял самовар и пироги. Я, конечно, очень волновалась, по батюшка оказался хорошим собеседником и началась беседа. Говорил больше он, а мне это и надо было, ведь я хотела как больше узнать о его жизни, как он пришёл к вере в Бога.
Многое я забыла, ведь прошло 37 лет, но хорошо помню, что он с раннего детства отличался набожностью, постоянно ходил Богослужения в храм, ещё юношей ощутил в себе желание отдать Богу свою жизнь и твердо шёл по этому пути.
Рассказал случай: когда его пригласили на работу он сказал: «Принимаю приглашение при условии, если будете отпускать на Богослужения в храм в праздники, если это будут рабочие дни. С условием согласились и на работу приняли видно он был хороший работник. И это действительно так, он замечательный специалист по дереву, даже в доме всё отделано его руками, начиная с оконных рам. Я узнала, что он закончил Ленинградскую духовную семинарию, но где он жил, до семинарии, где воевал в годы войны, как оказался в Новгородской епархии не помню, а может не было разговора об этом.
В имеющейся информации у меня значится, что он служил на приходе во имя Благовещения Пресвятой Богородицы с. Порожки Волотовского района, т. е. у нас, с 1968 или с 1970 года по 1990 год (данные расходятся).
Однако, готовясь к написанию этого материала, получила новые сведения. Оказывается о. Михаил купил дом в п. Волот в 1962 году. И это достоверные данные, т. к. эту информацию выдала внучка хозяина дома, приобретенного о. Михаилом, Лидия Чистякова. Она 1951 года рождения и хорошо помнит, что в 1962 году батюшка перевез в Волот семью, у него была дочь Лена, которой в то время было 10 лет и они с ней учились в параллельных классах.
Далее, я с ним лично не встречалась до 1989 года, т. е. 4 года. Он нигде не появлялся не то что в общественных местах, но даже на улице. И я только из окна своей квартиры изредка видела, как он проходил мимо моего дома, (а мы жили на одной улице им. Васькина) уставшей походкой, с корзинкой в руках около 14 часов, я понимала, что он возвращается с церкви, в это время приходил автобус
Так вот летом 1989 года мне надо было окрестить внуков, но т.к. в храме все крещаемые регистрировались, а мне этого было делать нельзя по определенным обстоятельствам того времени, я обратилась к о. Михаилу с этой просьбой, и он не отказался покрестить у себя дома, но предупредил, чтобы никто не видел.
В назначенный день я с внуками пришла (мальчику 2 года, девочке 1 год) к батюшке. Обстановка была, как в храме. Комната, где проходило крещение, вся в иконах, батюшка спокойный, ласковый и дети вели себя спокойно, не плакали, даже радовались, им всё понравилось, и мальчик это запомнил: на следующий год они приехали снова по мне в гости, и вот на прогулке, проходя мимо дома батюшки, внук говорит внучке, т.е. сестренке: «А мы были в гостях у этого дедушки». Я была удивлена и до сих пор не могу понять, как 2- х летний ребенок мог запомнить этот дом и «дедушку». Считаю это не просто, это чудесный батюшка, это чудо.
Ещё одно чудо случилось в октябре 1990 года. Мне приснился сон: батюшка, улыбающийся, тянется к моему уху и хочет что-то сказать. Я испугалась, подумав сразу о своей матери, не случилось ли что с ней, ей было уже 80 лет, да и здоровье у нее плохое.
Но утром сказала об этом сновидении знакомой, а она мне в ответ: «Так батюшка умер». Я тогда поняла, что батюшка хотел сообщить о своей кончине и мне надо принять участье в похоронах. До сих пор не могу забыть этого сновидения и вижу его доброе, ласковое, светлое лицо.
И вот только на похоронах, т. е. на отпевании, я первый раз была в храме, где больше 20 лет служил о. Михаил. Здесь я увидела, что он был ещё и настоящий хозяин. Храм большой, кирпичный, 3 престола: Благовещения Пресвятой Богородицы, свят. Николая Чудотворца, Флора и Лавра. Идеальная чистота внутри и снаружи, отмены побелены, на потолке, стенах росписи, много старинных икон. И это в те тяжелые времена.
На отпевании было много священников и прихожан, люди плакали, его там очень любили. Его отличали простота, кротость, внимательность. Он обладал истинным смирением и глубокой верой в Бога. Богослужения совершал с величайшим усердием, был полон благоговения, что передавалось и молящимся прихожанам. Его проповеди были настолько проникновенны и душевны, что плакал он сам и прихожане. Об этом вспоминала ныне усопшая Клавдия Михайловна Буренкова. Я ее хорошо знала, она пела вместе со мной на клиросе уже в храме п. Волот.
Ещё Клавдия Михайловна вспоминала, что Евангелие о. Михаил читал так, его содержание было понятно каждому присутствующему, трогало до глубины души, и она, придя домой, пересказывал, своей пожилой матери.
Прихожан по тем непростым временам было много, вспоминает Евдокия Минаевна Антонова, бывшая секретарь райисполкома (по долгу службы курировали церквами и отчитывались перед ней). В его приход входило 22 деревни, кроме того, сюда приходили прихожане из п. Волот, Хотяжа, Котцы и Великого Села Старорусского района. Некоторые из дальних деревень приходили вечером, оставались на ночлег, для этого было 2 дома – сторожки, оснащенные постельными принадлежностями, дома и сейчас стоят. Был дом и для священника, к сожалению, года 2 назад сгорел во время грозы.
Был замечательный клирос, пели по нотам, тетради с нотами сохранились до сих пор.
Была богатая церковная утварь, подсвечники были серебряные. Отец Михаил был добрый пастырь, скромный, спокойный, внимательный к людям, много делал добра людям, за что его очень любили прихожане. К нему обращались всякими просьбами, проблемами заходили к нему домой, он всех принимал давал советы, утешал за чашкой чая – вспоминает Евдокия Минаевна, о которой упоминалось выше.
В местной библиотеке на стенде «История храма есть информация об о. Михаиле, его фотография, которую высылаю Вам, даты жизни (1916 - 1990), даты служения на приходе (1968 - 1990). Фотография о. Михаила есть на стенде и в храме п. Волот.
Похоронен в с. Бронницы.
Вечная память
28 октября 2022 г.
Р.б. Людмила Кушнир, председатель приходского прихода Рождества Божией Матери п. Волот