Архиепископ Новгородский и Старорусский Сергий (Голубцов)
(Павел Александрович Голубцов) 29.04.1906 - 06.16.1982 гг.
на Новгородской кафедре 1955-1967 гг.
22 ноября 1956 году Новгородская епархия была выделена из Ленинградской, и епископ Старорусский Сергий стал её управляющим.
С 23 августа 1959 — епископ Новгородский и Старорусский.
7 октября 1967 году владыка Сергий был назначен архиепископом Казанским и Марийским
1980, когда тяжело заболел, работал по 10-14, а иногда и по 16 часов в сутки. До весны 1982, когда состояние его здоровья ещё более ухудшилось, продолжал регулярно участвовать в богослужениях
2 апреля 1950 года по благословению своего духовника о. Илариона был пострижен в монашество
17 октября 1955 года Св. Синод определил архимандриту Сергию быть епископом Старорусским.
30 октября 1955 года в Покровском академическом храме состоялась его хиротония во епископа Старорусского, викария Ленинградской епархии. Хиротонию совершал патриарх Алексий I
22 ноября 1956 году Новгородская епархия была выделена из Ленинградской, и епископ Старорусский Сергий стал её управляющим.
Вёл очень скромный монашеский образ жизни. Занимался написанием икон для храмов Новгорода и Старой Руссы.
Часто проводил богослужения, стремился использовать новгородский опыт церковного пения. В епархиальном отчёте за 1957 отмечалось:
Праздничные службы в некоторой степени напоминали давние новгородские традиции уставностью и торжественностью своих богослужений и особенно украшались хором старейших новгородских певчих, весьма церковно исполнявших традиционные новгородские напевы священных песнопений.
25 февраля 1963 года возведён в сан архиепископа.
В 1964 году стал почётным членом Московской духовной академии
Всего за годы управления Новгородской епархией архиепископ Сергий совершил около 1850 служений всенощных бдений и Божественных Литургий, не считая выходов на полиелеи, акафистов и молебнов. Однако будничные службы были более по душе владыке, как монаху. Тогда он, облачённый в простую иноческую одежду, принимал участие в службе как псаломщик, читая или исполняя церковные песнопения на клиросе. На эти службы он приходил как обычный прихожанин, пешком, обычно без сопровождающих, часто останавливаемый на пути знакомыми и незнакомыми людьми, желавшими получить его благословение или совет по какому-либо делу или просто приветствовать владыку.
Семья и детство
Отец — профессор Московской духовной академии Александр Петрович Голубцов (1860—1911), специалист в области литургики и церковной археологии. Мать — Ольга Сергеевна, урождённая Смирнова (1867—1920), дочь протоиерея, ректора Московской духовной академии. Умерла, заразившись оспой, ухаживая за крестьянскими детьми.
В семье было 12 детей, в том числе Иван, доктор исторических наук и Николай, известный московский священник. Ещё один сын, Серафим, также был священником.
Детство провёл в Сергиевом Посаде, большое влияние на формирование его личности оказал иеросхимонах Алексий (Соловьёв), который, по воспоминаниям архиепископа Сергия, был «выдающимся благодатным старцем» и советовал ему «учиться реставрации поглубже, не разбрасываться, чтобы потом быть серьёзным специалистом».
Художник и реставратор
Окончил среднюю школу в Сергиевом Посаде (1923)
С 1923—1924 учился живописи у местных художников, тогда же познакомился со священником Павлом Флоренским, присутствовал на его богослужениях, которые запомнились ему глубоким благоговением, одухотворённостью и красотой.
С 1924 жил в Москве, где работал в Государственном историческом музее: рисовальщиком, библиографом, с 1929 года — художником-реставратором.
С 1925 занимался в отделе древнерусской живописи Государственных центральных реставрационных мастерских, которыми руководил академик Игорь Грабарь. Участвовал в реставрационных работах, а также копировал фрески новгородских храмов, которые позднее погибли в годы Великой Отечественной войны.
В конце 20-х — начале 30-х годов XX века познакомился со схиархимандритом Иларионом (Удодовым), который стал его духовником. Именно отец Иларион благословил его на церковное служение, а впоследствии на принятие монашества и священного сана.
В 1928—1930 годы учился на втором и третьем курсах отделения теории и истории изобразительных искусств этнологического факультета Московского государственного университета.
Завершить университетское образование ему не удалось из-за ареста в марте 1930 и последующей высылки на три года в Северный край, где он работал художником-декоратором в железнодорожном клубе пос. Нудному.
В 1933 году вернулся в Москву, где был вынужден работать по договорам художником-оформителем. Т
Только в 1940 году он вновь смог заняться научно-реставраторской деятельность в Государственном историческом музее. За год он подготовил два научных доклада — «К вопросу о монументальной живописи в бывшем Пафнутьево-Боровском монастыре в связи с его архитектурой» и «Два портрета патриарха Адриана в собрании Государственного Исторического Музея»
. В начале Великой Отечественной войны, в августе 1941 года был призван в армию, служил сержантом в 6-м запасном автомобильном учебном полку, работая батальонным, а затем полковым художником.
Демобилизован в 1945 году. Награждён медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
Во время войны был под обстрелом, но на передовую не попал, как предсказывал ему схиархимандрит Иларион перед отправкой в армию: «Пока туда-сюда, война и кончится».
Павел Голубцов (будущий архиепископ Сергий) и о. Иларион (Удодов)
Хранитель главы преподобного Сергия Радонежского
После закрытия Троице-Сергиевой Лавры в 1919 году глава преподобного Сергия Радонежского была изъята и скрыта у Ю. А. Олсуфьева.
В конце лета 1928 года честная глава была передана Павлом Голубцовым С. В. Олсуфьевой, жившей в то время в Люберцах. Однако после начала войны риск хранить главу в Люберцах стал слишком велик, так как С. В. Олсуфьеву могли арестовать со дня на день, что и произошло 1 ноября 1941 года, а П. А. Голубцова могли призвать в армию. Именно поэтому в промежуток от начала войны (22 июня) до своего призыва в армию (20 августа 1941 г.) П. А. Голубцов перенёс главу Преподобного из Люберец к своему духовнику о. Илариону, служившему в храме Владимирской иконы Божией Матери в Виноградове.
По окончании войны П. А. Голубцов перенёс главу Преподобного на московскую квартиру Е. П. Васильчиковой (лето 1945 — весна 1946 гг.), которая, когда открылась Троице-Сергиева Лавра, передала главу Патриарху Алексию I.
Возвращение главы Преподобного к его мощам произошло 7 (20) апреля 1946 года, в Великую Субботу. По благословению Святейшего Патриарха эта честь выпала отцу Илариону.
. Студент, преподаватель, монах, реставратор
1947 году окончил Московскую духовную семинарию
1951Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия тема кандидатской работы: «Способы воплощения богословских идей в творчестве преподобного Андрея Рублёва»).
В 1950—1953 годы — ответственный представитель от Московской Патриархии по реставрации Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры. По словам академика Грабаря, «в его лице объединяются знающий археолог, и наделённый большой интуицией искусствовед, и практик-реставратор».
Участвовал в реставрации иконостаса и росписи трапезного Успенского храма в Новодевичьем монастыре (1946).
Возглавлял группу по реставрации «Царских чертогов» Московской Духовной Академии (1946—1947) и бригаду художников, реставрировавших живопись главного купола Богоявленского патриаршего собора в Москве (1947). Позднее, в 1954 году, участвовал в реставрации настенной живописи в этом соборе и руководил написанием икон для иконостаса кафедрального собора Рождества Богородицы в г. Ростов-на-Дону.
2 апреля 1950 года по благословению своего духовника о. Илариона был пострижен в монашество
7 апреля 1950 года Патриархом Алексием I рукоположен во иеродиакона
28 мая — во иеромонаха.
С 1951 года был духовником богомольцев лавры. С 1951 года — преподаватель церковной археологии и древнееврейского языка в Московской духовной академии
С 3 марта 1954 года — доцент. Организатор и с 1953 года руководитель Церковно-археологического кабинета. В 1953—1962 годы трудился над магистерской работой «Живописное и иконописное направления в церковной живописи и их онтологическая оценка», но не завершил её.
18 июля 1953 года иеромонах Сергий был награждён наперсным крестом.
18 июля 1954 года возведен в сан архимандрита.
17 октября 1955 года Св. Синод определил архимандриту Сергию быть епископом Старорусским.
Архиерей
Как вспоминал сам Сергий Голубцов, епископский сан ему предсказал его духовник о. Иларион еще в 1940 году. Когда Голубцов спросил старца о возможности для себя принятия сана священника, отец Иларион неожиданно ответил: «Кто епископства желает, доброго дела желает, но епископ должен быть мучеником». И действительно, через 15 лет Павел Голубцов принял епископский сан.
30 октября 1955 года в Покровском академическом храме состоялась его хиротония во епископа Старорусского, викария Ленинградской епархии. Хиротонию совершали: Патриарх Алексий I, митрополит (бывший Пражский) Елевферий (Воронцов), митрополит Новосибирский и Барнаульский Варфоломей (Городцев), епископ Волынский и Ровенский Палладий (Каминский), епископ (бывший Прешовский) Алексий (Дехтерёв).
22 ноября 1956 году Новгородская епархия была выделена из Ленинградской, и епископ Старорусский Сергий стал её управляющим.
Начало епископского служения владыки Сергия было связано с исполнением давнего желания новгородцев: в 1956 году были установлены в новгородском Никольском соборе честные мощи святителя Никиты, епископа Новгородского, переданные из новгородского Софийского собора. Организовал в Новгороде епархиальное управление, при котором создал ряд учреждений — мастерские по пошиву облачений, ряс и других церковных одежд и принадлежностей, реставрации икон, столярную мастерскую и бригаду рабочих по ремонту храмов епархии.
По его инициативе в 1959 году были проведены реставрационно-живописные работы в действовавшем Николо - Дворищенском соборе Новгорода, в результате которых была обнаружена стенная темперная живопись XVIII века.
Вёл очень скромный монашеский образ жизни. Занимался написанием икон для храмов Новгорода и Старой Руссы.
Часто проводил богослужения, стремился использовать новгородский опыт церковного пения. В епархиальном отчёте за 1957 отмечалось:
Праздничные службы в некоторой степени напоминали давние новгородские традиции уставностью и торжественностью своих богослужений и особенно украшались хором старейших новгородских певчих, весьма церковно исполнявших традиционные новгородские напевы священных песнопений.
С 23 августа 1959 — епископ Новгородский и Старорусский.
25 февраля 1963 года возведён в сан архиепископа.
В 1964 году стал почётным членом Московской духовной академии.
Всего за годы управления Новгородской епархией архиепископ Сергий совершил около 1850 служений всенощных бдений и Божественных Литургий, не считая выходов на полиелеи, акафистов и молебнов. Однако будничные службы были более по душе владыке, как монаху. Тогда он, облачённый в простую иноческую одежду, принимал участие в службе как псаломщик, читая или исполняя церковные песнопения на клиросе. На эти службы он приходил как обычный прихожанин, пешком, обычно без сопровождающих, часто останавливаемый на пути знакомыми и незнакомыми людьми, желавшими получить его благословение или совет по какому-либо делу или просто приветствовать владыку.
В условиях осложнения отношений между церковью и государством в конце 1950-х — начале 1960-х годов, епархия лишилась Николо-Дворищенского собора, который был передан музею; число приходов сократилось с 40 до 25.
В начале 1967 года архиепископ Сергий перенёс инсульт, но продолжал руководить епархией, а в мае 1967 года вновь начал совершать богослужения.
В том же году молодой и энергичный ленинградский митрополит Никодим (Ротов) добился принятия решения о том, чтобы вновь включить Новгородскую епархию в состав Ленинградской, мотивируя это тем, что архиепископ Сергий не мог эффективно отстаивать церковные интересы. По мнению митрополита Льва (Церпицкого) архиепископ Сергий «был человеком интеллигентным и образованным, но по своему характеру слишком мягким, чтобы противостоять тому организованному натиску, с которым местные власти стремились ликвидировать религиозную жизнь в области». Кроме того, объединение епархий способствовало усилению влияния самого митрополита Никодима.
7 октября 1967 году владыка Сергий был назначен архиепископом Казанским и Марийским, но в управление епархией не вступил, и 23 октября на Казанскую кафедру был возвращён архиепископ Михаил (Воскресенский). Вначале владыка попросил отпуск по болезни, а в январе 1968, формально по медицинским соображениям, был уволен за штат. С того времени жил в Троице-Сергиевой лавре.
Вновь в Троице-Сергиевой лавре
Находясь на покое, продолжал служить и проповедовать. С 1971 года осуществлял общее руководство братскими духовниками лавры; к нему на исповедь и беседы приходили многие люди разного социального положения и возраста. Пел в братском лаврском хоре, написал свыше 500 икон (в основном, образы преподобного Сергия Радонежского), продолжал заниматься исследованиями по истории иконописи. Подготовил к печати переработанный вариант своей кандидатской работы, опубликованной в «Богословских трудах» (сборник 22, М., 1981).
Вплоть до 1980, когда тяжело заболел, работал по 10-14, а иногда и по 16 часов в сутки. До весны 1982, когда состояние его здоровья ещё более ухудшилось, продолжал регулярно участвовать в богослужениях.
Отпевание владыки Сергия 18 июня в Успенском соборе Троице-Сергиевой Лавры по монашескому чину возглавил его духовный сын митрополит Минский и Белорусский Филарет (Вахромеев) и собрат архиепископ Волоколамский Питирим (Нечаев).
В надгробном слове митрополит Филарет отметил, что Лавра и Академия знали владыку Сергия как ревностного архипастыря, ученого, преподавателя и опытного духовного руководителя, который с необычайным смирением нес свой иноческий крест.
Похоронен у алтаря церкви в честь Сошествия Святого Духа на апостолов Троице-Сергиевой лавры.
Служение на Новгородской земле
Литургия в Никольском соборе
Служение архиепископа Сергия на Новгородской земле
Начало епископского служения Владыки Сергия было связано с исполнением давнего желания новгородцев.
В 1956 году при содействии святейшего патриарха Алексия I были возвращены из музея святые мощи святителя Никиты Новгородского. Местные власти, получив предписание из Москвы, не могли препятствовать этому.
19 сентября после вечерней службы около 9 часов вечера владыка Сергий с местным духовенством на грузовой машине приехал к Софийскому собору, бывшему тогда отделением музея. Работники музея показали, где лежат святые мощи (там находится ризница). Духовенство вместе с владыкой Сергием погрузили мощи в машину и около 10 часов привезли в Никольский собор. Внесли в алтарь и поставили на приготовленный стол. Из музея также была привезена старая рака для мощей. В той раке, как говорили, находились когда-то мощи святой благоверной княгини Анны. Мощи святителя Никиты были без всякого облачения, завёрнуты в бумагу и лежали в большом фанерном ящике. Церковнослужители достали святые мощи, развернули бумагу, обтёрли мощи ватой и облачили в архиерейское облачение, присланное патриархом Алексеем из Москвы. Затем раку поместили в храме, где был отслужен молебен. Разошлись по домам к утру.
23 августа 1959 года, в связи с 1100-летием Новгорода, епископ Сергий был утвержден в звании епископа Новгородского и Старорусского. Помещение для жилья владыке Сергию не было приготовлено. В Никольском соборе с северной стороны находились четыре небольших помещения: два внизу и два наверху. В нижних помещениях проживал священник, и была крестильня. В одном из верхних помещениях раньше тоже жил священник, в другом клирики перед службой снимали уличную одежду. Когда приехал владыка Сергий, он вынужден был поселиться в верхнем помещении, где жил когда-то священник. Внизу он разместил епархиальное управление, а священнику жившему там, был куплен дом. Только в 1956 году владыка Сергий переехал в небольшой купленный домик на Заставной улице. Рядом, в другом доме, более просторном, разместилось епархиальное управление. Позднее были построены мастерские по пошиву облачений, ряс и других церковных одежд и принадлежностей, мастерская по реставрации икон, столярная мастерская и была организована бригада рабочих по ремонту храмов епархии. И сам владыка продолжал писать иконы.
Будничные службы Владыке особенно нравились. В эти дни он надевал простую иноческую одежду, приходил в храм пешком без сопровождающих и принимал участие в службе как псаломщик на клиросе.
Келейник у владыки появился только в последние месяцы его жизни в Лавре. Старик со старушкой, у которых он приобрел маленький домик для епархиального управления в Новгороде, остались жить при нем и были единственными его помощниками в хозяйственных делах. Двери его дома так же, как и его сердце, были для всех открыты.
14 июля 1960 года епископ Сергий был награжден орденом в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина». 25 февраля 1963 года удостоен сана архиепископа, а 14 октября 1964 года на праздновании 150-летия Московской Духовной академии архиепископу Сергию было присвоено звание почетного члена МДА.
В ходе Хрущёвской антирелигиозной кампании конца 1950-х — начала 1960-х годов епархия лишилась Николо-Дворищенского собора, который был передан музею; число приходов сократилось с 40 до 25.
Из книги: Голубцов С.А. «Сплочённые верой надеждой любовью и родом»
Помещение для жилья владыке Сергию не было приготовлено. В Никольском соборе с северной стороны находились четыре небольших помещения: два внизу и два вверху. В нижних помещениях проживал священник. И была крестильня, в одном из верхних помещениях раньше тоже жил священник, в другой клирики перед службой снимали уличную одежду. Когда приехал владыка Сергий, он вынужден был поселиться в верхнем помещении, где жил когда-то священник. Внизу он разместил епархиальное управление. А священнику, жившему внизу, был куплен дом. Только в 1956 году владыка Сергий переехал в небольшой купленный домик на Заставной улице. Рядом, в другом доме, более просторном, разместилось епархиальное управление. Позднее были построены мастерские по пошиву облачений, ряс, и других церковных одежд. И принадлежностей по реставрации икон. Столярная мастерская, Была организована бригада рабочих по ремонту храмов епархии.
Из дневника Катеньки-Екатерины Ивановны Ивановой:
Я уже много много раз была у Владыки Сергия.В воскресенье 25 октября 1966 г, тоже была, так как я беру у него книги.
Пошла вечером после акафиста. Как всегда вначале - раздевайся и кушать. Свою порцию супа – пополам, потом творог со сметаной и чай.
Владыченька хотел, чтобы я сняла шапку, а я – нет, а потом говорит, видел Женю №1 и №2. Вера Александровна собирается приехать. Я говорю: « Дорогой Владыка, возьмите меня в духовные дочери, я буду вас слушаться». Он мне: « Ведь ты замуж выйдешь, и притом, какой я духовный отец, ведь я епископ». Ну конечно, я расплакалась, и очень горько. Он спросил : «Сколько тебе лет?». Я – «нисколько». А платка у меня не было. Он мне дал свой платок. А я сидела и плакала. «Ну надо же, как ты расстроилась, ну прости, я просто хотел пошутить». Потом я постаралась, не плакать.
Владыченька такой хороший у нас, самый лучший человек на земле. Он мне дал своё фото, зефир, 30 штук божественных картинок, принес конфет шоколадных и сказал: «Никому не давай, ешь сама». Я очень радостная и довольная возвратилась домой. Ещё дал святую просфору дал и сказал, что молится за меня.
Что может быть лучше! Не может быть ничего на свете!
Мне владыка даёт читать книги. Сейчас читаю книгу «Письма Святогорца о святой горе Афонской». Замечательная книга! Моя мамочка тоже её читает, и очень полюбила этого святого.
Воскресение, после обедни 6 сентября 1959 года у Никольского собора.
Клавдия Константиновна Порфиридова, Катя Иванова, Иван Григорьевич Порфиридов и Люда Семёнова.
На фото справа Никольский собор того же дня.
Из дневника Кати – Екатерины Ивановны Ивановой
1950-1952 годы молодёжь боялась ходить в храм, такое гонение было! В школе и даже в церкви были проверки. Кто с кем дружит. Один раз, помню, меня вызывали в «комнату милиции» на вокзале. Дядька в штатском на меня кричал: «Кто вам дал эту свободу?».
Я уже подзабыла это всё, но помню, что плакала. Просила меня отпустить, ведь я же ничего плохого не сделала.
Ездили недавно в Сабле с Владыкой и с Риммой. Это была замечательная поездка. Я очень хорошо познакомилась с Риммой, а потом нас Владыка взял нас в Л-д на праздник Александра Невского. Это столько было радости у нас! Ведь с Владыкой! На такое торжество! Это Господь все так устроил! Я еще нечего подобного не видела! Так хорошо было! Мама меня немножко поругала. А, в общем, все хорошо обошлось. О нас с Раисой Владыка беспокоился и как отец, и как мать.
А в день моего Ангела Владыченька через Римму дал мне Апостольскую Просфору и сказал: «Передай маленькой Кате». Спаси и сохрани его Господи. Именины, как всегда мои проходят очень скромно.
Мне Владыка дает читать книги, это меня очень радует.
Из воспоминаний регента хора Нины Николаевны Исаковой.
Внезапная болезнь (инсульт) надолго уложила нашего Владыку Сергия в постель. Мы прихожане, привыкшие к постоянным архиерейским службам, почувствовали себя потерянными, так как Владыко Сергий был постоянно с нами и как заботливый отец пастырь вел нас своих чад и наставлял на путь истинный. Богослужение проходило по своему богослужебному кругу, все были на месте, но не было его, нашего доброго наставника от которого, особенно мы дети подростки получали и одобрения и замечания, а также архиерейские конфеты. Мне казалось, что храм опустел, вспоминаю, что когда стоя наверху, на хорах, глядя вниз, я не видила того, кто был всегда на кафедре, я чувствовала большую потерю.
свящ Курицкой ц. В.С. Калиниченко, прот Александр Ильин, епископ Сергий (Голубцов), прот Пётр Лисов, диакон Анатолий
Никольский собор 1958 год
Протоиерей Иосиф Потапов, протоиерей Александр Ильин, епископ Сергий (Голубцов), диакон Алексей Довбуш, протоиерей Александр Кузьмич
сзади стоят: протодиакон Лука Гурихин, иерей Анатолий Малинин
Сидят: протоиерей Иосиф Потапов, протоиерей Александр Ильин, епископ Сергий, протоиерей
Александр Кузьмич (около 1958 года)
Последний ряд: Анна Григорьевна Павлова, казначей Никольского собора и Филипповской церкви, певчая, протоиерей Анатолий Малинин, псаломщица инокиня Александра, матушка Александра - жена Ильина, диакон Анатолий Горностаев, Анна Николаевна Левоческая староста Никольского собора и Филипповской церкви,.протодиакон Лука Ефремович Гурихин, Варвара дочь Ильина и жена отца Евгения, иерей Евгений Ефимов (зять отца Александра Ильина)
Слева направо сидят: Иван Константинович, келейница владыки и жена Николая Антоновича Елизавета, Николай Антонович, за ним Иван Григорьевич, Катенька за ней Михаил Михайлович Ефимов бухг. епархии, настоятель собора протоиерей Александр Ильин, владыка Сергий, перед ним Мария Судакова, отец Иосиф, перед ним Анна Лашкова,
протоиерей Евгений Короткевич, иерей Анатолий, певчая Васса
Стоят сзади: Екатерина Дмитриевна, певчая, Павел ушёл в Печёры, водитель владыки Иаков Демидов, Мария Николаевна альт, Екатерина Ивановна, Иван Федотович тенор, Анисия Ивановна, Анна Григорьевна казначей, певчая, Анна Николаевна староста, Софья Афанасьевна альт, Михаил Алексеевич бас, Вениамин Петрович Липатов, Екатерина Николаевна сопрано
Епископ Сергий с братией
ПРАВОСЛАВНАЯ ДЕЛЕГАЦИЯ ИЗ МОСКВЫ И КИПРА
У мощей святителя Никиты епископа Новгородского. Никольский собор г. Новгорода 1960 годы.
Настоятель храма протоиерей Александр Ильин, архиепископ Сергий Голубцов), протоиерей Иосиф Потапов,
митрополит Илия (Карам), митрополит Ленинградский и Ладожский Питирим (Свиридов),
Никольский собор г. Новгорода 1960 годы
Епископ Новгородский и Старорусский Сергий (Голубцов), митрополит Илия (Карам), митрополит Ленинградский Питирим (Свиридов),протоиерей Александр Ильин, протоиерей Александр Кузьмич, протоиерей Иосиф Потапов.
Прогулка по Кремлю
|
Сергий, архиепископ Новгородский и Старорусский. В миру Павел Александрович Голубцов.
Родился 16/29 апреля 1906 в Сергиевом Посаде. Его детство и юность прошли под покровом обители преподобного Сергия Радонежского. Отец - Александр Петрович Голубцов (1860 - 4 июля 1911), талантливый учёный, доктор богословия, профессор Московской духовной академии по кафедре литургики и церковной археологии; также читал лекции в московском училище живописи, ваяния и зодчества. Мать - Ольга Сергеевна Голубцова (1867 - 10 мая 1920) была дочерью ректора Московской духовной академиии протоиерея Сергия Смиронова. Павел, имея глубоко религиозных родственников, с детства находился в духовной атмосфере, часто посещал монастыри, имел близкое знакомство с выдающимися старцами того времени. Из 12 детей семьи Голубцовых четверо полностью посвятили свою жизнь служению Церкви.
В 1923 Павел Голубцов окончил школу в Сергиевом Посаде. Обладая художественными наклонностями Павел в 1923-1924 начал учиться живописи в Сергиевом Посаде у художников М.В. Боскина и Столицы. В теже годы он познакомился с жившим в Сергиевом Посаде священником Павлом Флоренским, который в 1918-1920 был учёным секретарём Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры. Отец Павел оказал большое влияние на Павла Голубцова. Также он был близко знаком с наместником лавры архимандриом Кронидом (Любимовым), который благословил его в 1923 на монашеский путь. В те годы П.А. Голубцов особенно близко воспринимал духовный облик преподобного Сергия Радонежского, своего будущего Небесного покровителя; его духовное водительство и молитвенную помощь Голубцов ощущал всю свою жизнь.
В 1924 Павел Александрович Голубцов переехал в Москву и поступил в Государственный исторический музей. В 1925 он рудился в Отделе древнерусской живописи Государственных центральных реставрационных мастерских под руководством академика И.Ю. Грабаря. В 1929-1930 обучался на 2 и 3 курсах Московского государственного университета по отделению теории истории изобразительных искусств этнологического факультета. В 1925-1940-х годах Павел Голубцов занимался реставрацией живописи в ГИМе и оформлениях выставок в музеях. Среди реставрациолнных работ П.А. Голубцова в 20-40-е годы XX века следует отметить следующие: 1) участие в бригаде художника-реставратора Д.Ф. Богословского по реставрации росписных плафонов XVIII века в зданиях Государственного музея Л.Н. Толстого на Крополткинской улице и на улице Большой Спасской (1927-1929); 2) изучение и зарисовка новгородских фресок в храмах Спаса-на-Нередице, Спаса на Ковалеве поле, Успения на Волотове поле, Рождества Христова на поле, пророка Илии (1927, 1930, 1943); 3) укрепление фресок в храме Спаса на Ковалевом поле под руководством художника-реставратора ГИМа А.И. Попова (1937); 4) переноска ранее снятых фресок Сретенского монастыря XVII века под руководством А.И. Попова (1940); 5) пробное раскрытие фресок Пафнутиево-Боровского монастыря в связи с научно-исследовательской работой (1940); 6) снятие научной копии с портрета XVII века боярина Морозова (Музей быта); 7) реставрация копии с парсуны 1693 года Святейшего Патриарха Адриана, выполненной в 1758.
В теже годы Павел Голубцов был призван в армию и до 1945 нёс службу в звании сержанта в 6-м запасном учебном автомобильном полку. Там же он работал в качестве батальонного, а затем полкового художника. Награждён медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
После демобилизации в октябре 1945 поступил на 2-й курс Православного Богословского института в Москве, впоследствии реорганизованного в Московскую духовную семинарию. После её окончания в 1947 поступил в Московскую духовную академию. Перейти на церковное служение Павла Голубцова благословил его старец - схиархимандрит Иларион (Удодов; 1863- 15 марта 1951). Отец Иларион, с которым Голубцов познакомился в 20-30-е годы, оказал решающе влияние на духовное развитие и становление будущего архипастыря. В последние годы жизни схиархимандрит Иларион благословил Павла Голубцова на принятие монашества и сана.
В марте 1950 вступил в число братии Троице-Сергиевой лавры. 2 апреля того же года послушник Павел был пострижен в монашество с наречением имени в честь преподобного Сергия Радонежского. 7 апреля 1950 рукоположен в сан иеродиакона Патриархом Алексием I, а 28 мая им же рукоположен в сан иеромонаха. В 1950-1953 иеромонах Сергий - ответственный представитель от Московской Патриархии по реставрации Троицкого собора лавры. В августе 1949 академик И.Ю. Грабарь писал в «Отзыве о П.А. Голубцове»: «в его лице объединяются знающий археолог, наделённый большой интуицией искусствовед, и пракик-реставратор». Иеромонах Сергий убедительно доказывал государственной комиссии необходимсоть полной росписи стен Троицкого собора в стиле сохранившихся фрагментов фресок XVII века. С 1951 иеромонах Сергий нёс послушание духовника богомольцев лавры. Кроме того, дважды в неделю он служил молебны у мощей преподобного Сергия Радонежского. Также на него было возложено послушание быть экскурсоводом иностранных гостей. Помимо реставрационных работ в Троицком соборе, иеромонах Сергий с группой семинаристов в конце 40-х-начале 50-х годов провел большую работу по реставрации иконостаса и росписи трапезного Успенского храма в Новодевичьем монастыре (1946), возглавлял группу по реставрации «Царских чертогов» Московской Духовной Академии (1946-1947), за что получил благодарность от академиков И.О. Грабаря и А.В. Щусева, возглавлял бригаду художников по реставрации живописи главного купола Богоявленского патриаршего собора в Москве (1947), вел ответственную работу в качестве помощника главного художника по реставрации настенной живописи Богоявленского патриаршего собора (1954), руководил написанием икон для иконостаса кафедрального собора в Ростове-на-Дону (1954), был членом художественной комиссии при строительном комитете по восстановлению храма Московской Духовной академии.
В 1951 году иеромонах Cергий окончил Московскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия. Советом московской духовной Академии иеромонах Сергий был оставлен в ней преподавателем церковной археологии и древнееврейского языка. За два учебных года (1951-1953) иеромонах Сергий написал курс лекций по церковной археологии с привлечением новых данных из области русской живописи и архитектуры, а также составил краткий курс лекций по древнееврейскому языку. Кроме того, в Московской Духовной семинарии иеромонах Сергий вел преподавание священной истории Ветхого и Нового Заветов. 3 марта 1954 Советом МДА иеромонаху Сергию было присуждено звание доцента. Еще будучи студентом П.А. Голубцов предложил администрации Академии создать живописный кружок и организовать Церковно-археологический кабинет. Эти идеи получили поддержку со стороны Священноначалия. Первую небольшую витрину П.А. Голубцов поставил в классной аудитории и поместил в нее несколько древних церковных предметов, ему лично принадлежавших. В 1953 иеромонах Сергий возглавил ЦАК и кружок.
18 июля 1953 иеромонах Сергий был награжден наперсным крестом. 18 июля 1954 возведен в сан архимандрита.
17 октября 1955 Священный Синод определил архимандриту Сергию быть епископом Старорусским. 30 октября 1955 состоялась его хиротония во епископа Старорусского, викария Ленинградской епархии. Хиротонию совершил Святейший Патриарх Алексий I в сослужении ряда архиереев. 22 ноября 1956 Новгородская епархия была выделена в самостоятельную епархию, и епископ Сергий стал её управляющим.
Получив право самостоятельного управления Новгородской епархией, епископ Сергий организовал в Новгороде епархиальное управление, а при нем - мастерские по пошиву облачений, ряс и других церковных одежд и принадлежностей, реставрации икон, столярную мастерскую и бригаду рабочих по ремонту храмов епархии. В 1959 году были проведены большие реставрационно-живописные работы в новгородском Никольском соборе, в результате которых была выявлена художественная стенная темперная живопись ХVIII в. Для проведения художественных и реставрационных работ в епархии привлекались музейные специалисты и художники. Учету, охране и реставрации подлежали древние иконы в различных приходах. Помимо больших реставрационных работ, епархиальная деятельность Владыки Сергия характеризовалась прекрасно поставленным богослужением. Всего за года управления Новгородской епархией Владыка Сергий совершил около 1850 служений всенощных бдений и Божественных литургий, не считая выходов на полиелеи, акафистов и молебнов.
23 августа 1959 утверждён в звании епископа Новгородского и Старорусского. 14 июля награждён орденом в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина», переданным от архиепископа Синайского через митрополита Илию (Карама). 25 февраля 1963 Владыка Сергий был возведён в сан архиепископа, а 12 мая того же года награждён правом ношения креста на клобуке. 14 октября 1964 на праздновании 150-летия Московской духовной академии архиепископу Сергию было присвоено звание почётного члена МДА. Управляя Новгородской епархией, Владыка Сергий не оставлял иконописания. В 1959 он написал надгробное изображение святителя Никиты, епископа Новгородского. При этом Владыка Сергий использовал подлинные черты лица святителя, которые выявил по его святым останкам. 28 сентября 1962 церковная община Новгорода была переведена из Никольского собора, переданного музею для реставрации, в церковь во имя святого апостола Филиппа на Ильинской улице. До 1965 архиепископ Сергий написал иконостас для верхнего придела - во имя святителей Николая и Никиты в новгородской церкви во имя апостола Филиппа. В 1965 году Владыка Сергий начал большую работу по устройству иконостаса в Благовещенском приделе Георгиевской церкви в городе Старая Русса. Сам он написал для иконостаса четыре иконы. Служебная перегрузка, множество хозяйственных дел, большие и малые недомогания привели к резкому переутомлению Владыки. В начале 1967 у него произошел инсульт и открылся правосторонний паралич. Вынужденный соблюдать постельный режим в течение четырех месяцев, Владыка продолжал руководить епархиальными делами, а в мае снова начал совершать богослужения. 25 октября 1967 Патриарх Алексий I издал указ о переводе архиепископа Сергия в Казань. В связи с болезненным состоянием он испросил благословения у Патриарха Алексия I на предоставление ему трехмесячного отпуска, который провел в Успенском мужском монастыре в Одессе. Лечащий врач признал его нетрудоспособным, и в январе 1968 архиепископ Сергий был уволен за штат, с определением его на местожительство в Троице-Сергиеву Лавру. Пока позволяло здоровье Владыка Сергий продолжал служить и проповедовать.
Обладая музыкальным слухом, Владыка с детства любил песнопения церковные, особенно монастырского напева. Он в течение многих лет, пока позволяли силы, пел в братском лаврском хоре под руководством архимандрита Матфея. Его очень высокий тенор заметно выделялся в хоре. Владыка Сергий ценил в песнопениях простоту и молитвенность и был против увлечения сложными для понимания композициями.
Находясь на покое в Троице-Сергиевой Лавре, Владыка Сергий с 1970 года в качетсве монастырского послушания занимался иконописанием. Он писал почти исключительно иконы Преподобного Сергия по заказу Священноархимандрита Лавры Святейшего Патриарха Пимена и его наместника. Всего за 1970-1981 годы Владыка Сергий написал, по его собственному подсчету, свыше 500 икон. Работал Владыка Сергий по 10-14, а иногда и по 16 часов в сутки.
Кроме иконописания и работ по иконоведению, Владыка Сергий, пребывая на покое, занимался духовничеством, которое было его призванием. С детства он привык и умел руководствоваться наставлениями духовников-старцев, старался впитывать их благодатный опыт и знание жизни и людей. Поэтому духовное окормление Владыки Сергия всегда очень ценилось теми, кто приходил к нему за помощью. 15 ноября 1971 года указом Патриарх Пимен поручил архиепископу Сергию «осуществлять общее руководство братскими духовниками Троице-Сергиевой Лавры».
В Великий пост 1982 года Владыка Сергий заболел воспалением легких, которое отяготилось приступами астматического удушья. В ночь кончины наместника Лавры священноархимандрита Иеронима (†30 марта 1982) у Владыки произошло нарушение мозгового кровообращения. Состояние его было почти безнадежным. В тот же день Владыку Сергия соборовали и причастили. Братия Лавры приходили к нему прощаться. Он всех узнавал, называл по имени и давал каждому духовные наставления и советы. Но к Пасхе Владыка выздоровел, и на пасхальную службу его привезли на коляске в Троицкий собор. После этого он стал поправляться и даже стал ходить самостоятельно. На престольный праздник обители, в День Живоначальной Троицы, Владыка Сергий причастился святых Таин.
Скончался он совершенно неожиданно 16 июня 1982, около 3 часов дня, от четвертого инсульта, когда находился в келии один.
Отпевание Владыки Сергия 18 июня в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры по монашескому чину возглавил его духовный сын митрополит Минский и Белорусский Филарет и собрат архиепископ Волоколамский Питирим . В надгробном слове митрополит Филарет отметил, что Лавра и Академия знали Владыку Сергия как ревностного архипастыря, ученого, преподавателя и опытного духовного руководителя, который с необычайным смирением нес свой иноческий крест.
Погребен в Троице-Сергиевой Лавре, у алтаря церкви в честь Сошествия Святого Духа на апостолов. Он завершил свой жизненный путь там, где начинал его - под покровом преподобного Сергия, потому что был его истинным учеником. Источник: http://church.necropol.org/sergiy-golubtsov.html
Материал собирала и работу составила м. Галина Слукина