Преподобный Арсений, в миру Амвросий, родился во Ржеве и был кожевником. Родители его женили, но через 20 дней он оставил семью и ушел в Новгород.
Там он сблизился с боярином Феодором Сырковым, известным храмоздателем и благотворителем монастырей (в 10 верстах от города находился также основанный им Сырков монастырь), по совету его постригся и основал монастырь во имя Рождества Пресвятой Богородицы и подвизался в нем в затворе. Он носил вериги, одевался в рубище, иногда юродствовал. Провидя бедственную судьбу родного города, он непрестанно проливал о нем слезы. В 1570 г.
Новгород был разгромлен царем Иоанном Грозным, и среди прочих граждан погиб и боярин Сырков (см. житие прп. Мартирия — 1 марта), но обитель прп. Арсения царь пощадил. Он не раз посещал преподобного и без гнева выслушивал его обличения. Один прп. Арсений имел смелость быть защитником несчастного города. Царю он отказал в благословении и не принял его даров. Разорив Новгород, царь решил подвергнуть той же участи и Псков и пришел звать праведника с собой. «Насытился ли кровью, зверь кровожадный? — спросил его святой. — Кто может благословить тебя и кто может молить Бога о мучителе, облитом кровью христианской? Много душ неповинных послал ты в Царствие Небесное, а сам не узришь его. И еще замышляешь новое кровопролитие». Царь уверял его, что не сделает зла городу, если не найдет в нем измены. «И ты сам, отче, будешь свидетелем тому», — добавил он. «Пусть будет по слову твоему, — отвечал Арсений. — Завтра буду готов в путь с тобой и неотступно буду с тобой во Пскове!» На другой день сколько ни стучали в дверь прп. Арсения, он не отвечал. Ее разломали и нашли его скончавшимся, на коленях перед святыми иконами, со скрещенными руками и склоненной головой. Царь поехал во Псков, но знал, что имеет с собой неотступного невидимого обличителя (см. житие св. прмч. Корнилия — 20 февр.).