114
Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в Храме Христа Спасителя в день открытия XXXII Международных Рождественских чтений

24 января 2024 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Храме Христа Спасителя г. Москвы. Богослужение предварило пленарное заседание XXXII Международных Рождественских чтений. По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви обратился со словом к собравшимся в храме.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры, матушки игумении — все, кто составляет замечательное собрание, которое мы именуем «Рождественские чтения»! Но если посмотреть на состав участников Чтений, то ведь в них фактически отображается Поместный Собор нашей Церкви. Здесь и епископат, и духовенство, монашествующие, в том числе игумены и игумении, и верующий народ наш практически со всех епархий. И хотя канонической силы и значения ваши решения не имеют, но они являются очень важным вкладом в общецерковную мысль, в оценку событий, в рассмотрение важных вопросов и тем, которыми вы занимаетесь. Все это вкладывается в общецерковную сокровищницу мысли, которая и формирует отношение нашей Церкви к происходящему вне и внутри Церкви.

Поэтому я бы хотел, чтобы каждый участник Рождественских чтений с особой ответственностью относился к своему участию в этом важном собрании. Если же говорить о практических результатах, то ведь многие мысли, решения, которые вы формулируете, впоследствии действительно обретают каноническую силу через решения Синода и Архиерейских Соборов. Эта замечательная система, это общение Патриарха, епископата, духовенства, монашествующих и верующего народа уникальны для всего Православия. Кое-где время от времени собираются так называемые ассамблеи, с участием духовенства и мирян, но эти ассамблеи и близко сравнить нельзя с тем, что мы сейчас видим и в чем мы с вами участвуем.

Еще раз хотел бы сказать, что ваша работа имеет очень большое значение для формирования общецерковных взглядов на многие проблемы, с которыми вы сталкиваетесь и которые вы решаете. И дай Бог, чтобы этот духовный заряд и эта интеллектуальная сила, являемая через Рождественские чтения, могла и далее оплодотворять нашу церковную жизнь, помогать епархиальным архиереям, игуменам и игумениям монастырей, благочинным, настоятелям, да и всему нашему клиру определять приоритеты своего служения, особенно на стыке церковно-общественных и церковно-государственных отношений.

Кроме того, это ведь замечательная возможность встретиться, помолиться, обогатиться опытом общения. Духовное измерение Рождественских чтений никак нельзя отодвигать на какой-то второй план, это, может быть, самое важное. На Чтения приезжают из разных мест, принося с собой свой жизненный опыт, опыт своих приходов, епархий, монастырей, и здесь, на Рождественских чтениях, и появляется возможность послушать друг друга и, еще раз скажу, взаимно обогатиться опытом, а значит, сделать более эффективной нашу церковную деятельность, в первую очередь по таким направлениям, как образование, созидание церковных общин, служение мирян и многие другие важные темы.

Я хотел бы сердечно поблагодарить всех устроителей и всех участников этих замечательных Чтений, и пусть благословение Божие пребывает над всеми нами. Но особенно хотел бы отнести это благословение к нашим мирянам, к нашему мирянскому активу. Потому что вы работает там, где реализуются или должны реализовываться все начинания, предпринимаемые Священным Синодом и Архиерейскими Соборами, включая те, что формируются в контексте работы Рождественских чтений. Поэтому призываю вас к тому, чтобы участие в Рождественских чтениях имело добрые последствия для вашей работы в епархиях, приходах и монастырях.

И еще раз подчеркну: хотя Рожественские чтения мы не называем Собором, но по своему составу, по масштабу проблем в повестке дня они фактически являются Собором. Не в строго каноническом смысле этого слова, но реальным собранием верующих нашей Церкви, вместе с епископатом и духовенством. И дай Бог, чтобы мысли, которые рождаются из этого общения, наши общие молитвы, которые мы совершаем, реализовывались и в нашей церковной жизни.

А проблем, конечно, много, каждый из вас об этих проблемах знает, и я не буду их перечислять. Но совершенно очевидно, что вся человеческая цивилизация входит в очень опасный период. Не могу сказать «своего развития», потому что технически такое развитие есть, а вот в духовном и нравственном отношении мы наблюдаем деградацию, а не развитие. И возникает вопрос: а может ли сохраниться человеческая цивилизация, если будут появляться все новые и новые навыки, умения, научные знания, технологии, а нравственность будет деградировать? Не устоит такая общность людей, и все эти достижения с еще большей силой могут всё обрушить.

Поэтому значение и смысл церковного служения огромен. Он выходит за рамки нашей с вами церковной повестки и церковной жизни. Все то, что мы делаем, имеет отношение ко всему обществу, а в широком смысле — ко всему роду человеческому. А это значит, что размышления на наших соборах должны быть очень вдумчивыми, ответственными. Решения должны приниматься такие, которые могут реально повлиять на религиозную жизнь нашего народа. А поскольку многие в Поместных Церквах, как я знаю, берут пример и от наших Рождественских чтений, то, может быть, повлиять благополезно и на наших братьев и сестер, в других странах пребывающих.

Еще раз хотел бы сердечно всех вас поблагодарить, призвать на вас благословение, мои дорогие. Обратиться со словами благодарности к нашему епископату, который в это трудное время объединен и, слава Богу, не существует никаких опасностей разделений, которыми были полны самые тяжкие эпизоды общецерковной истории, да и истории нашей Церкви. Обращаясь к вам, мои дорогие владыки, еще и еще раз хочу просить вас, прежде всего, хранить наше единство, помня, что это единство является во многом залогом успеха всего того, что мы совершаем, призванные Господом быть учителями нашего народа.

Также призываю всех не только к хранению единства, но и к очень активной работе. Мы живем в такое время, когда ни в коем случае нельзя сказать: «душа, пей, ешь, веселись, все у тебя есть» (см. Лк. 12:19). Так никто не говорит, потому что евангельская притча предостерегает от этих слов, но ведь нечто подобное может присутствовать в подсознании архиереев, священников, да и приходских активистов: вроде все хорошо, чего же еще надо? Вот ни в коем случае мы не должны останавливаться! Мы должны постоянно идти к новым целям или, как я всегда говорю, идти вперед и вверх. «Вперед» означает наше развитие, развитие всех наших служений, всех наших структур, всего, что создано для того, чтобы эффективной была проповедь Церкви миру. А «вверх» — значит по пути своего собственного совершенствования, насколько это возможно, и содействия духовному и нравственному совершенству нашего народа. Вот этот вектор, вперед и вверх, и должен определять всю нашу церковную жизнь.

Еще раз всех вас, мои дорогие, благодарю за ваши труды, за то, что вы делаете каждый на своем месте. Наверное, если бы этих трудов не было, то и собраний бы наших не было и говорить было бы не о чем. Но, самое главное, не было бы того реального взаимодействия с внешним миром, которое сегодня признают как положительный фактор и власть имущие, и многие представители гражданского общества, и, конечно, наш верующий народ. И да помогает всем нам Господь идти этим путем — со смирением, с упованием на Его помощь и на Его волю и одновременно с готовностью посвящать свое время и даже свою жизнь великому служению, которое предназначено для всех, кто считает себя смиренным членом Церкви Божией.

Молитвами святых угодников, в земле нашей просиявших, да хранит Господь землю Русскую, Церковь нашу и всех вас, мои дорогие, укрепляя каждого на пути ко спасению. Да помогает всем нам Господь совершать то, к чему Он призвал и что мы в ответ на Его призвание обязуемся исполнить в нашей земной жизни. Аминь.

patriarchia.ru