218
Рождественское послание митрополита Новгородского и Старорусского Льва

Рождественское послание митрополита Новгородского  и Старорусского Льва боголюбивым пастырям, честному иночеству и всем верным чадам Новгородской митрополии.

 

Вифлеем, готовься,  пусть благоукрашаются ясли; 
пещера, принимай: Истина пришла. 
Тень пробежала, и Бог человеком от Девы явился, 
приняв образ подобный нам и обожив то, что принял.
(Cтихира первого часа, глас 8).

Возлюбленные отцы, братья и сёстры!

Как повествует нам евангелист Матфей: «Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде чем сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого» (Мф. 1,).  «И родила Сына Своего первенца (в городе Давидовом в Вифлееме), - читаем мы уже у евангелиста Луки, - и спеленала Его, и положила Его в ясли…»(Лк. 2, 7).

Творец Вселенной, украсивший небесный свод мириадами звёзд, ныне возлежит пред нами в яслях для бессловесных животных, «повиваемый пеленами Славы».

Создавший человека по образу Своему,  «преклонив  Небеса», снисходит в мир греха и смерти.  Рождается Спаситель в жизнь, оторванную от Источника Жизни, истлевающую от преступлений  и подвергнутую разложению и смерти. «Христос рождается, - как восклицает Церковь в текстах службы Навечерия Рождества Христова,  -  чтобы в нас восстановить  прежде падший Свой образ».

Апостол Павел в «Послании к Евреям» повествует нам об этом событии как о Предвечном Замысле Бога, Который - свободных в своём уповании созданий своих - приводит к  достоинству Вечной жизни.

«Бог, многократно и многообразно говоривший в древности отцам в пророках, в эти последние дни говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, через Которого и «веки сотворил». Он, будучи сиянием славы и образом сущности Его и держа всё словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел по правую сторону [престола] Величества на высоте»  (Евр. 1,1-3).

Потому в молитве,  завершающей чтение часов,  Святая Церковь обращается ко Христу как истинному Свету, Который просвещает и освящает всякого человека,  приходящего в мир. «Слава Тебе, показавшему нам Свет!»  - это восклицание верных Истине,  явленной во Христе в ответ на Его исповедание: «Я Свет миру!». И только в этом Свете становится очевидной правда и ложь мира, который лежит во зле.

В этом Свете со времён Ярослава Мудрого понималась и «Русская Правда». Можно сказать,  это первая система правил повседневной жизни русских людей. И что самое главное - из размышлений о жизни в Свете Христовой Правды возрастала  русская культура.

Желание жить по правде и никогда не умирать – две основные, глубинные потребности «человека разумного». И это несмотря на то, что он знает, что умрёт. Осознаёт, пусть и интуитивно, что правду эту жаждет. Очень часто, в силу своего крайнего эгоизма - только  для себя.

В этом отношении, весьма огорчительно, что стремление современного человечества найти рецепты - если  и не вечной, но очень продолжительной биологической жизни -  никак не сопровождаются размышлениями о её истинной ценности.

Ценность – это определение полезности, значимости человека в этой жизни с точки зрения осуществления им своего предназначения.  Слово это было введено в современный лексикон в эпоху развития буржуазных отношений  как замена понятию «благо».  Юноше, который вопрошал Христа о Царствии Божием, Христос ответил: «Что ты называешь Меня благим? Никто не Благ, как только один Бог!» Этим Христос хотел подчеркнуть молодому человеку, что его истинное благо,  его достоинство и правда – в Боге. Эту Правду и приносит в мир Христос: «Во Свете Твоем узрим Свет»,  - восклицает собрание верных на утреннем богослужении. «Христе, Свет истинный, просвещающий и освящающий всякого человека, приходящего в мир! Запечатлей на нас свет лица Твоего, да узрим в нем свет неприступный, и направь стопы наши к исполнению заповедей Твоих», - произносит священник молитву в конце богослужения часов.

В свете Христовой Правды мы должны осмысливать всё, что происходит в нашей жизни с нами и нашими близкими.      Духовно-нравственные ценности, о которых так много принято у нас говорить сегодня, хороши и плодотворны только тогда, когда дух человеческий обращён к Богу, а не ищет себе выгоды на земле, не заботясь о благе ближних.

Сомнения и надежда – то, чем мучимы были лучшие люди во все времена человеческой истории - порождали самые высокие творческие свершения. А в Сыне Человеческом была явлена нам надежда на конец времён, когда Бог разрешит все человеческие трагизмы, все неразрешимые обстоятельства и противоречия.

Трагические обстоятельства современности - пусть, возможно, и не являются событиями конца времён -  но, безусловно, в своей мере и по своему содержанию апокалептичны. Заставляют задуматься о последних смыслах бытия, о значимости жизни и её духовном содержании.

«Бог нам прибежище и сила, скорый помощник в бедах. Посему не убоимся, хотя бы поколебалась земля, и горы двигнулись в сердце морей» (Пс. 45, 2-3).  

Этими словами  ветхозаветный псалмопевец призывает к мужеству всякого человека, надеющегося на справедливый суд Божий.

И этот суд воссиял из Вифлеемской пещеры тихим светом Правды и Милосердия одновременно. Правда требует восстановления справедливости.    Милосердие призывает к прощению, но Вечности достойно только то, что соответствует миру Божественного благоволения и любви. Поэтому и восклицаем мы в молитвах наших словами древних: «Стопы мои направь по слову Твоему, и да не овладеет мною никакое беззаконие» (Тропарь службы Навечерия Рождества Христова. Час I).

И возносим мы свои смиренные вопрошания к Богоматери, склонившейся с любовью и удивлением над Богомладенцем Христом: «Нет у нас дерзновения из-за множества согрешений наших,  но Ты умоли от Тебя Рожденного, Богородица Дева!  Ибо силу многую имеет моление Матери ко благосклонному Владыке» (Богородичен службы Навечерия Рождества Христова. Час VI).

Слава в вышних Богу, ибо только Он соделывает на земле истинный мир, сходящий с небес!  Слава воссиявшему в Свете разума и пришедшему к уповающим на Его милосердную помощь и защиту!  Слава Господу нашему, Который и созидает  в сердцах человеческих истинное благоволение.

«Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человецех благоволение» (Лк.2,14). 

Христос рождается - прославляйте Его!  Христос с Небес -  встречайте!

                                        

                                                                                                МИТРОПОЛИТ НОВГОРОДСКИЙ И СТАРОРУССКИЙ

 

Рождество Христово 

Великий Новгород 

2024 г.