Преподобномученик Адриан Ондрусовский и преподобный Киприан Стороженский

Житие преподобномученика Адриана Ондрусовского (Андрусовского)

Память его празднуется месяца мая в 17-й день и месяца августа в 26-й день

+ 1549

 и

Сказание о преподобном отце нашем Киприане Стороженском (Сторожевском)

Память его празднуется месяца августа в 26-й день и месяца ноября во 2-й день

 + после 1598

О житии преподобного Александра Свирского, по описанию ученика его, читаем следующее: в 9 верстах от места подвигов преподобного Александра, жил в своей отчине дворянин Андрей Завалишин, охотник до звериной ловли. Однажды в самом разгаре охоты Андрей увидал оленя и бросился догонять его. Охотник мчался с такой быстротой, что далеко оставил за собой товарищей охоты, и все-таки олень исчез из глаз его. Завалишин вместо того увидел пред собой хижину и следы пустынника в таком диком месте, где, казалось, никогда не ступала нога человека. Он постучался у хижины, и пред ним явился труженик, изнуренный постом и подвигами, в ветхой одежде. Повесть подвижника о дивной своей жизни произвела на Андрея глубокое впечатление. Это было в 1493 г. Завалишин после того часто приходил к преподобному Александру (это был он) слушать наставления его и доставлял хлеб сподвижникам его. Из бесед с отшельником познав сладость пустынной жизни, Андрей решился следовать примеру жизни его, оставил богатое имение свое и удалился в Валаамскую пустынь. Здесь принял он иночество с именем Адриана и провел здесь несколько лет в подвигах общежития. Потом, по благословению преподобного Александра, избрал для пребывания своего уединенное место на полуострове, на берегу Ладожского озера. К нему собрались ученики и последователи. В пустыни построен был храм в честь святителя Николая. Завалишин известен был в Москве, и великий князь Василий (1534 г.) пожаловал грамотой милостыню из своей казны инокам Адриановой пустыни, повелевая вперед выдавать то же, «переступая чрез два года, безволокитно» и вместе запретил наместникам брать пошлины с монастырских ловцов и тоней.

По местному преданию, Адриан встретился на своем пути с такими людьми, которые грозили не только существованию обители, но и жизни пустынников. Встреча довольно обыкновенная в то время, но чем кончилась она? В дремучем лесу острова Сала (дебрь), напротив Адриановой пустыни, укрывался недобрый человек Ондрус с шайкой подобных себе, живший за счет пловцов Ладожского озера. Близкое соседство пустынника, начавшего собирать к себе других, тревожило атамана разбойников; он объявил, чтобы пустынники добровольно оставили остров, иначе будет им худо. Скорбно было Адриану расстаться с пустынным местом, особенно потому, что великий наставник его благословил ему здесь жить. Он умолял разбойника предоставить это место мирным труженикам. Не имея у себя денег, чтобы предложить выкуп за место, Адриан обещал атаману ходатайствовать за него пред Богом и советовал ему расстаться с худым ремеслом. Разбойник смеялся над словами пустынника. Долго упрашивал Адриан разбойника и с горькими слезами. Наконец атаман смягчился и сказал: «Живите». На каменистом мысу Ладожского озера, называющемся поныне Сторожевским, тогда же жил другой разбойник с шайкой, сторожа пловцов. Завидуя счастью Адрианова соседа, он старался захватить и истребить его. Случилось, что оба атамана, разъезжая с шайками для промысла, встретились, и между ними завязалась битва. Жильцы Сала были побеждены, и скованный предводитель их брошен был в лодку врага своего. Несчастный знал, что после страшных истязаний ожидает его смерть. Он вспомнил советы пустынника, горькое раскаяние проникло в душу его, и - вот он видит пред собой Адриана. «По милосердию Господа, для Которого просили у тебя пощады пустынному братству, ты свободен», - сказал явившийся и исчез. Атаман увидал себя без оков на берегу и никого подле себя. Пораженный до глубины души, пришел он в обитель и нашел Адриана и подвижников его на псалмопении. Оказалось, что Адриан не выходил из обители. Атаман пал к ногам настоятеля и просил научить его путям спасения. Оставленный в обители, он здесь и кончил жизнь свою, в тихом покаянии. И соперник его по ремеслу, по молитвам старца Адриана, наконец пришел в себя.

Бывший предводитель разбойничьей шайки, почувствовав пагубу своей жизни, вразумленный и обращенный к Богу преподобным Андрианом Андрусовским и принявший у него в обители пострижение в иночество под именем Киприана, впоследствии на месте разбойничьего притона (на мысу Ладожского озера, где и он сторожил и грабил пловцов, и потому называющемся Сторожевским), он основал обитель во имя святителя Николая Чудотворца. Новой жизнью своей, благотворительной для многих, блаженный Киприан не только привел в забвение у современников прежние недобрые дела свои, но пользовался уважением их; а Господь, благий и милостивый, за подвиги искреннего самоотречения прославил почившего подвижника чудесами. Так благотворна была жизнь преподобного Адриана для глухого края. Мощи преподобного Киприана Сторожевского покоятся в бывшей монастырской, ныне приходской церкви.

В 1546 г. царь Иоанн Васильевич повелел грамотой Новгородским властям «с Рождества Христова, с году на год, ругу вместо милостыни давать: игумену Ондрусовскому 5 коробей ржи, 5 коробей овса, да два пуда соли, да гривну Новгородскую денег; на 12 братов‚ на брата по 2 коробьи ржи, по 2 коробьи овса, да по пуду соли, да по 2 алтына денег; да Пречистой и Николе чудотворцу 2 пуда меда на канун и по 2 пуда воска на свечи, да 5 коробей пшеницы на просвиры».

Основатель Адриановой пустыни столько известен был по святости жизни, что он и Григорий Пельшемский воспринимали от святого крещения дочь царя Иоанна Анну. Это было в августе 1549 г. Когда святой старец возвращался из Москвы в свою обитель и уже недалеко был от нее, близ селения Обжи, злые люди напали на него и убили. Злодеи надеялись найти у него деньги и не нашли ничего. Братия долго ждали своего настоятеля и уже не знали после долгого ожидания, что о нем думать? Спустя два года в одну ночь в сонном видении является преподобный нескольким из старцев Ондрусовой пустыни, рассказывает им о страдальческой кончине своей, указывает место, где злодеи скрыли тело, и повелевает перенести его в обитель. На другой день, 17 мая, иноки обрели в болоте нетленное тело страстотерпца и предали земле подле стены церкви святого Николая. Так вся жизнь преподобного Адриана была преимущественно борьбой против злых людей, и Господь увенчал его венцем мученика. Потому не диво, что скоро стали чтить память его августа 26, а 17 мая - перенесение мощей его. В акте 1659 г. сказано: «Милостью преподобного отца нашего начальника игумена Адриана – дан вклад в дом Пречистой Богородицы и чудотворцу Адриану». Император Александр, осматривая в 1819 г. губернию, пожелал поклониться преподобномученику Адриану, взял в проводники крестьянина и без свиты отправился к гробу святого. Здесь долго молился он со слезами и потом прислал сосуды и книги для храма. В 1828 г. мощи преподобного перенесены в новый каменный храм - Введения Богоматери во Храм.


      Тропарь, глас 8

О тебе отче, (имярек), известен бысть спасения образ. Восприим бо крест последовал еси Христу. Творяше и учаше, еже презрети плоть, преходит бо,  прилежати о души вещи безсмертней. Тем же и со ангелы радуется преподобне дух твой.

         Кондак, глас 2

Чистотою душевною Божественно вооружився, и непрестанные молитвы, яко копие вручив крепко, пробол еси бесовская ополчения, (имярек) отче наш, моли непрестанно о всех нас.