Память его празднуется месяца февраля в 10-й день, месяца мая в 24-й день и  месяца октября в 4-й день

  + 1193

На Новгородской кафедре с 1186 по 1193 гг.

Cвятой Григорий, называвшийся в мире Гавриилом, был родной брат святителя Иоанна, который еще при жизни своей благословил его быть преемником. Летописи ничего не говорят о том, какой духовный сан имел Григорий при жизни Иоанна; может быть, и он, подобно брату, был первоначально мирским иереем, а потом  принял иночество.

После блаженной кончины Иоанна новгородцы не нашли ничем другим лучше почтить память великого святителя, как именно избранием на кафедру родного брата его Григория, который еще при жизни Иоанновой, как видно из летописей, разделял с ним труды, кроме политики, по управлению паствой. Князь Новгородский Мстислав, по глубокому уважению к памяти преставившегося святителя Иоанна, посоветовавшись с духовными чинами и именитыми гражданами Новгорода, поспешил отправить брата его Григория в Киев для хиротонии к митрополиту Никифору и великому князю Рюрику Ростиславичу. Там он был принят всеми с любовью и рукоположен в святительский сан. Так передает летописец это событие: «В лето 6694, преставися Илия архиепископ Новгородскый, новгородцы же с князем Мстиславом и с игумены и с попы съдумавши, изволиша собе поставити брат его Ильин Гавриила, и послаша с мольбою к митрополиту к Никифору; и послаша по нь митрополит и вся княжья Руськая пояшя и с любовью; а в лето 6695 поставлен бысть архиепископ Новгородьскый Гавриила, месяца марта в 29, на святого Варихисия, и прииде Новгороду месяца маиа в 31, на святого мученика Ермия; и ради быша Новгородьци». Затем в летописи записано чудное событие из жизни Григория в первый же год его святительства, там сказано: «В тоже 6695 лето бысть гром страшен зело и молния: пришедшим со кресты от Святой Софии ко святому Михаилу Архангелу на Михайлову улицу, и поющим девятую песнь, и шибе гром и молния и падоша ниц вси людие и церкы загореся; но своею милостию соблюде Бог молитвами святого архистратига Михаила и святителя Григория, не бысть беды ни коея же церкви, а два человека до конца мертвы быша во храме древяном». В следующем году, как видно из летописи, святитель Григорий ездил во Псков, вероятно, для устроения дел церковных и для преподания благословения псковичам. Долго ли пробыл владыка во Пскове, неизвестно; летописец только заметил, что он брал с собой некоего иерея Германа, по прозванию Воята, служившаго у святого Иакова «полъпятадьсят лет, в кротости и смирении и богобоязньстве», и что этот иерей, прибыв в Псков, разболелся, был пострижен владыкой в схиму, преставился октября в 13 день и погребен у святого Спаса в монастыре.

В последующие годы святительства владыка Григорий, по примеру великого своего брата, среди подвигов благочестия украшал кафедральный свой город святыми храмами. Так, в 6697 г. освящал он 4 июня храм Успения Божией Матери в Аркаже, построенный каким-то Симеоном Дыбачевиць, и украсил настенной живописью храм Благовещения в том же Аркажском монастыре; а потом устроил новый храм во имя святых отроков: Анании, Азарии, и Мисаила, и пророка Даниила. В лето 6699 он же устроил у себя на дворе церковь в честь Сретения Господня и освящал церковь Вознесения, построенную «тысяцъскимъ Милонегом».

Святый Григорий был современником преподобного Варлаама Хутынского, который в миру назывался Олекса Михалевичь, посвящал его в игумена основанного им монастыря и в 1192 г. освящал тамошнюю соборную церковь Преображения; а потом в том же году святил другую церковь святых апостолов Петра и Павла, устроенную на Силинищи (на Синилищи) неизвестно кем.

Шесть лет мирно правил паствой Григорий и, любимый новгородцами за кротость, не вступался, как видно, в дела веча, постоянно волновавшегося по случаю смены посадников, и в политику его с великим князем Владимирским Всеволодом Георгиевичем, который, подобно Боголюбскому, домогался добыть волю над Новгородом. Он был равнодушным зрителем вечевых распрей и изгнания из Новгорода князя Мстислава Давидовича в 1187 г.

Кроткий владыка Григорий преставился 24-го мая 1193 года; имя его не гремело в летописях современной политики, и прах его мирно успокоился в теремце, в Иоанновском приделе близ гроба Иоаннова. Братья-друзья также не разлучились здесь на земле, как и там за пределами юдольного мира! Мощи его обретены в 1558 году, спустя 365 лет после преставления, и почивают ныне в пещере под помостом и гробницей святителя Иоанна.

При святителе Григории новгородцы приняли употреблять на своей государственной печати и знаменах изображение иконы Знамения Божией Матери. Даже в отечественную войну 1812 г. этим священным изображением украшена была хоругвь Новгородского ополчения.


Тропарь, глас 4

Правило вере и образ кротости, воздержанию учителя, яви тя Господь стаду Своему, яже вещем истина. Сего ради стяжав смирением высокая, и нищетою богатая. Отче наш святителю Григорие,моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак, глас 2

Божественный гром, труба духовная, вере насадителю, и отсекателю ересем, Троице угодниче, великии святителю Григорие, со ангелы предстоя, присно моли непрестанно о всех нас.