55
Проповедь в день перенесения мощей святителя Иоанна Златоуста

Святой Иоанн ока­зался блестящим проповедником и за редкий дар боговдохновенного слова получил от паствы наименовение Златоустый.

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры! Сегодня празднуется перенесение мощей великого учителя Церкви Христовой святого Иоанна Златоустого. Он родился в Антиохии около 347 года в семье военачальника Секунда, который умер вскоре после рождения сына. Анфуса, мать святого Иоанна, оставшись в двадцать лет вдовой, не стала более выходить замуж и отдала все силы воспитанию сы­на в правилах христианского благочестия. Юноша учился у лучших философов и риторов. Но, пренебрегая суетными знаниями язычни­ков, будущий святитель рано обратился к углубленному изучению Священного Писания и молитвенному созерцанию. Святитель Мелетий, епископ Антиохийский, полюбивший Иоанна как сына, на­ставил его в вере и в 367 году крестил. Через три года святой Иоанн поставлен был во чтеца. После того как святой Мелетий отправлен был в ссылку императором Валентом в 372 году, Иоанн совмест­но с Феодором (впоследствии – епископом Мопсуетским) учился у опытных наставников подвижнической жизни, пресвитеров Флавиана и Диодора Тарсийского. Особенное влияние на юношу оказал высокообразованный Диодор. Когда скончалась мать Иоанна, он принял иночество, которое называл «истинной философией». Вско­ре Иоанна и его друга Василия сочли достойными кандидатами для занятия епископских кафедр, и друзья решили удалиться в пусты­ню, избегая назначения. Однако святой Иоанн, сам уклонившись по смирению от архиерейского сана, тайно содействовал посвящению Василия. В это время святой Иоанн написал «Шесть слов о священ­стве» – великое творение православного пастырского богословия. Четыре года провел Иоанн в трудах пустыннического жительства, подвизаясь под руководством опытного духовного наставника. Здесь были им написаны три книги «Против вооружающихся на ищущих монашества» и сочинение «Сравнение инока с царем», проникнутые высоким представлением о достоинстве иноческого звания. Два года святой: соблюдал полное безмолвие, находясь в уединенной пещере.
Для восстановления здоровья Иоанн должен был возвратиться в Антиохию. В 381 году епископ Мелетий Антиохийский посвятил Иоанна во диакона. Последующие годы были посвящены работе над новыми богословскими творениями: «О Провидении», «Книга о девстве», «К молодой вдове», «Книга о святом Вавиле и против Юлиана и язычников». В 386 году святой Иоанн был хиротонисан епископом Антиохийским Флавианом во пресвитера. На него возло­жили обязанность проповедовать слово Божие. Святой Иоанн ока­зался блестящим проповедником и за редкий дар боговдохновенного слова получил от паствы наименовение Златоустый. Двенадцать лет святой при стечении толп народа проповедовал в храме, глубоко по­трясая сердца слушателей.

В пастырской ревности о наилучшем усвоении христианами Свя­щенного Писания святой Иоанн обращался к священной герменев­тике – науке о толковании слова Божия. Среди его экзегетических творений – толкования на целые книги Священного Писания (Бы­тие, Псалтирь, Евангелия от Матфея и Иоанна, Послания святого апостола Павла) и множество бесед на отдельные тексты святой Библии, а также поучения на праздники, в похвалу святых и сло­ва апологетические (против аномеев, иудействующих и язычников). Иоанн пресвитер ревностно исполнял заповедь попечения о бедных: при нем Антиохийская Церковь питала каждый день до 3000 дев и вдовиц, не считая заключенных, странников и больных.

Росла слава святого проповедника, и в 397 году, по представ­лению Константинопольского архиепископа Нектария, преемника святого Григория Богослова, он был вызван из Антиохии для поставления на Константинопольскую кафедру. В столице святой архипастырь не мог проповедовать так часто, как в Антиохии. Множество дел ожидало решения святителя, он начал с главного – с духовного совершенствования священства. И здесь лучшим при­мером был он сам. Средства, которые предназначались для архи­епископа, святой обратил на содержание нескольких больниц и двух гостиниц для паломников. Архипастырь довольствовался скудной пищей, отказывался от приглашений на обеды. Ревность святителя к утверждению православной веры распространилась не только на жителей Константинополя, но и на Фракию, включая славян и го­тов, Малую Азию и Понтийскую область. Им был поставлен епис­коп для Церкви Боспора, находившейся в Крыму. К скифам, для обращения язычников ко Христу, святой Иоанн направлял ревност­ных миссионеров, писал послания в Сирию, чтобы вернуть Церкви маркионитов, и добился этого. Храня единство Церкви, святитель не позволил могущественному готскому военачальнику, диктовав­шему свои условия императору, открыть в Константинополе арианский храм. Много трудов положил святитель на устроения благолеп­ного богослужения: написал чин литургии, ввел антифонное пение на всенощном бдении, написал несколько молитв чина елеосвящения и ко причащению святых Христовых Тайн. Распущенность столич­ных нравов, особенно императорского двора, нашла в лице святителя нелицеприятного обличителя. Когда императрица Евдоксия распо­рядилась о конфискации последней собственности у вдовы и детей опального вельможи, святой встал на их защиту. Гордая императри­ца не уступила и затаила гнев на архипастыря. Ненависть ее к свя­тителю разгорелась с новой силой, когда недоброжелатели сказали ей, будто бы святитель в своих поучениях о суетных женщинах имел в виду ее. Суд, составленный из иерархов, справедливо обличаемых ранее Златоустым: Феофила Александрийского, Севериана, Гевальского епископа, незадолго перед тем изгнанного из столицы за бес­порядки, и других, – постановил низложить святителя Иоанна и за оскорбление императрицы предать казни. Император заменил казнь изгнанием. У храма толпился возбужденный народ, решивший за­щищать своего пастыря. Святитель, чтобы избежать волнений, сам отдал себя в руки властей. Той же ночью в Константинополе про­изошло землетрясение. Дворец содрогнулся. Испуганная Евдоксия просила императора срочно возвратить святителя и немедленно по­слала письмо изгнанному пастырю, умоляя его вернуться. И вновь в столичном храме святитель в речи благословил Господа «за все пути Его». Клеветники убежали в Александрию. Но уже через два месяца новый донос пробуждает гнев Евдоксии. В марте 404 года состоялся неправедный собор, постановивший изгнать святого Иоанна. По удалении его из столицы пожар обратил в пепел храм Святой Софии и здание сената. Вскоре последовали опустошитель­ные набеги варваров, а в октябре умерла Евдоксия. Даже язычники видели в этих событиях небесное наказание за неправед­ное осуждение угодника Божия.

Находясь в Армении, святитель еще больше старался укреплять своих духовных чад. В многочисленных письмах епископам Азии, Африки, Европы, и особенно своим друзьям в Константинополе, святой Иоанн утешал страдающих, наставлял и поддерживал своих приверженцев. Зимой 406 года святитель был болезнью прикован к постели. Но враги его не унимались. Из столицы пришел приказ перевести святого Иоанна в глухой Питиунт (в Абхазии). Исто­щенный болезнями святитель в сопровождении конвоя три месяца, в дождь и зной, совершал свой последний переход. В Команах силы оставили его. У склепа святого мученика Василиска, утешенный яв­лением его: «Не унывай, брат Иоанн! Завтра мы будем вместе», причастившись святых Тайн, вселенский святитель, со словами: «Слава Богу за всё!», отошел ко Господу 14 сентября 407 года. Свя­тые мощи Иоанна Златоуста торжественно были перенесены в Кон­стантинополь в 438 году.

Дорогие братья и сестры, будем подражать святому Иоанну Златоусту, читать его святые творения и усерд­но молить, чтобы помог нам донести жизненный крест, прославить Бога своей жизнью и спастись. Аминь.

Архимандрит Илия (Рейзмир)

stsl.ru

https://www.traditionrolex.com/15https://www.traditionrolex.com/15