200
Зачем Богу ангелы

Все слышали об ангелах-хранителях, архангелах Михаиле и Гаврииле, но есть и совсем загадочные чины Небесные: серафимы, херувимы, престолы, господства, силы, власти, начала. Кто это такие? Как участвуют в жизни людей? Для чего человеку дано о них знать, если это не выражаемо, не ощутимо, не представлено в нашей жизни? 

 Сложные вопросы про ангелов помогал разъяснять священник Александр Сатомский.

Иерей Александр Сатомский
Преподаватель кафедры теологии Ярославского государственного педагогического университета, Ярославской Духовной Семинарии, филиала Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина, глава Издательского совета и член Богословской комиссии Ярославской епархии, настоятель храма Богоявления г. Ярославля.

У каждого есть в жизни друг

«Сейчас моден деистический тезис: «Неужели вы думаете, что Творцу мира есть дело, плохо вам или сносно, о чем вы переживаете, чего хотите? Бог занимается более важными делами», – отмечает о. Александр.

– Но Бог ответил на этот вопрос, когда деизма и в помине не было, – создав для каждого человека, независимо от веры или неверия, личного ангела-хранителя. А потом в Евангелии добавил, что «ни один волос с головы человека не пропадет без воли Отца Небесного» (Лк. 21:18).

Заметить это могут люди, далекие от христианства: сколько бывает по-человечески совершенно непостижимых случаев спасения в особых каких-то обстоятельствах. Верующий скажет: «ангел-хранитель спас», а неверующий – «в рубашке родился». Но суть-то одна: Бог так трепетно оберегает человека, что приставляет спутника, соработника, который нам помогает и охраняет нас».

Тема участия ангелов в жизни людей очень развита в рассказах о святых. Там ангел-хранитель просто участник повседневной жизни. И подскажет, и поможет, и обличит, если надо, и проверку устроит, чтобы святые не думали про себя, что они святые.

Одного старенького отца-пустынника, упавшего и зажатого между перекладинами, нашел ученик, помог освободиться и спросил: «Отче, а ведь если бы я не пришел, кто бы тебя освободил?» – «А ангел-хранитель на что? Он бы мне помог», – ответил старец. 

А еще одного, идущего с палимого солнцем огорода в келию, ангел туда не пустил, а грозно встал перед входом. Святой отец намек сразу понял и только спросил: «За какую вину?» Ангел объяснил, старец покаялся.

Ангел, сопровождающий человека всю жизнь, не оставит его и в час смерти. Иоанн Дамаскин говорил, что ангелы распоряжаются нашими делами и помогают нам, то есть сопутствуют нам в наших житейских заботах. При этом важно знать, что, хотя сами ангелы имеют некую силу, но сделать повеленное они могут только благодатью Божией.

А еще важно знать, что, если человек не желает, ангел и близко не подойдет, он не охранник-спецназовец. Вольному воля. Если только, конечно, вдруг не авария, ЧП, война и другая незапланированная беда.

– Ангелы-хранители есть не только у каждого человека, но и, по милости Божией, у каждого народа, причем безотносительно к тому, христиане это или нет, – отмечает очень важное и многим не известное о. Александр.

– Например, Израиль считает, что архангел Михаил покровительствует ему. А отцы Церкви считают, что теперь архангел Михаил покровительствует новому Израилю, то есть Церкви.

Ангелы – это личности

Хотя бы потому, что в Писании они упоминаются по именам: архангел Михаил, архангел Гавриил. Это говорит об их уникальности, отдельности.

Некоторые отцы считают, что ангелы бестелесны, то есть не обладают подобным нам телом, а некоторые думают, что они нематериальны вовсе. Об этом, например, заочно спорили святители Феофан Затворник и Игнатий Брянчанинов. Последний высказывал мнение, что ангелы обладают некоторой материальностью, а святитель Феофан – что они безусловно бестелесны и не обладают материальностью (при этом могут принимать какой-то вид, например являясь людям).

Другие отцы называют ангелов «умной силой», то есть считают, что природа ангелов – это свободный ум, чистое сознание, не связанное материей.

Например, архангел Михаил – умная сила, творящая волю Божию; дьявол (павший ангел) – умная сила, противящаяся Богу. 

В целом принято считать ангелов пребывающими вне человеческого вида и какого бы то ни было вида вообще, и только ситуативно во время исполнения поручения, доставления вести («ангел» от греч. ἄγγελος – вестник) Божией они могут явиться в человеческом (или ином) виде, потому что являются в пространстве-времени, то есть в измерении, в котором живет человек.

Например, Предание говорит, что сатана может принять вид ангела света, то есть тот вид, который ему не характерен и не соприроден на данном этапе истории человека, но в Библии об этом ничего не сказано.

Порядок в Небе

Кроме известных ангелов Михаила и Гавриила есть и совсем загадочные чины небесные: серафимы, херувимы, престолы, господства, силы, власти, начала. Для чего человеку дано о них знать, если это не выражаемо, не представлено в жизни людей? Попытка представить и выразить «известное» об ангелах, сделанная Дионисием Ареопагитом в V–VI веках, сегодня воспринимается прогрессивным богословием критично.

Отец Александр:

– Например, с точки зрения Ареопагита, люди могут взаимодействовать только с ангелами, с девятым чином, однако в Писании мы видим, что Серафим сходит к пророку Исайе (Ис. 6:6), что архангелы являются людям.

Все об ангелах известно только Богу. А Бог привык все сотворять «хорошо», что в переводе на человеческий означает – по-космически гармонично, упорядоченно, разумно (от слова «логос»). На эту небесную гармонию и намекают ангельские чины, напоминая человеку о том, чего и он сам не чужд духом Божиим.

«Ангельскому естеству, в отличие от нашего, свойственно быть прозрачным для Бога, никогда не оставаться в себе самом, но пребывать только в Боге.

Церковь усваивает им название «вторые светы». Это потому, что естество их есть как бы «второй», то есть изливающийся из Божьего Света, из Бога свет. А Бог есть любовь.

Вот почему в своей совершенной прозрачности для Бога, и как бы отражая в естестве своем Бога, ангелы по существу своему, в естестве своем суть любовь. И в свой собор они собираются, образуя некое духовное целое, силою любви», – говорил про ангелов священник Всеволод Шпиллер.

И, может быть, ангельский мир сотворен Богом в том числе ради человека и для человека. Чтобы человек видел: мир не джунгли, есть мир, в котором творения любят Бога и друг друга. И уже никакой сатана им не помешает.

О чем говорят эльфы Толкина

Мир эльфов, фей, мерлинов и других художественных персонажей Толкина намекает на некие праправремена, похожие на библейские, когда «были на земле исполины» (Быт. 6:4). А святитель и учитель Церкви Василий Великий на вопрос, было ли что-то до земли и мира людей на ней, отвечает, в целом, утвердительно:

«Было нечто, как вероятно, и прежде сего мира, но сие хоть и постижимо для нашего разумения, однако же не введено в повествование как не соответствующее силам новообучаемых и младенцев разумом». 

– Такое мнение в Церкви называется «теологуменом», или частным богословским мнением, – поясняет о. Александр, – и нет греха в том, чтобы принять эти мнения или не принять. Но это не мнение всей Церкви.

И все же приятна такая сонаправленность теологумена святого Василия и интуиций Толкина на тему жизни в стародавние времена!

Вот и поздним святым отцам не чуждо было размышлять на парабогословские темы.

– Например, святитель Феофан Затворник в своих произведениях богословствует на темы естественнонаучного круга: возможна ли жизнь вне Земли и возможна ли она как жизнь разумная, хотя Библия ничего такого про праправремена не говорит, – уточняет отец Александр. – Но и имеет множество комментариев на эти загадочные темы. Но комментарий – не сама Библия. Библия – это текст про человека и адресованный к человеку. Как у Льюиса в «Хрониках Нарнии» Аслан говорит: «Я каждому рассказываю только его историю».

Архистратиг Божий Михаил – умная сила, творящая волю Божию

Архангел Михаил вместе с архангелом Гавриилом – самые известные людям ангелы.

– Если говорить о явлении архангела Михаила людям, то одно из самых ярких упоминаний об этом встречается в книге Иисуса Навина (Нав. 5:13-16). Перед одной ответственной битвой, когда Иисус Навин ищет помощи и знака от Бога, архангел Михаил являет ему такой знак и дает помощь.

На одной из икон, где написано это событие, коленопреклоненный Иисус Навин показан у ног архангела Михаила, который больше его по размеру в несколько раз. Здесь акцентировано внимание на том, что встретились земной военачальник и предводитель Небесных сил.

Далеко не все истории об архангеле Михаиле, которые нам известны из Предания Церкви, иконографии, литургики, содержатся в Священном Писании. Но вот эта точно содержится: о противоборстве архангела Михаила и дьявола из-за тела пророка Моисея писал в Соборном послании ап. Иуда (Иуд. 1:9).

Дьявол хотел, чтобы место захоронения пророка было известным и сделалось бы культом, святыней самой по себе, не связанной с Богом.

Но в итоге Моисей был похоронен на горе Нево, в неизвестном месте на ней. Здесь надо упомянуть, что о тайном захоронении себя просили многие святые.

Смысл слов ап. Иуды в этом послании – о вреде злоречия, о том, что даже в этом случае архангел Михаил не поносил дьявола, а сказал: «Да запретит тебе Господь».

В Апокалипсисе также говорится о Ми­ха­иле (он не назван здесь архангелом), вы­сту­па­ющем как глав­ный противник про­тив дья­во­ла в образе дракона и послушавших его павших ангелов: «И про­изо­шла вой­на на Небе: Ми­ха­ил и ан­ге­лы его во­е­ва­ли про­тив дра­ко­на, и дра­кон и ан­ге­лы его во­е­ва­ли про­тив них, но не усто­я­ли, и не на­шлось им ме­ста на Небе. И низ­вер­жен был ве­ли­кий дра­кон, древ­ний змий, на­зы­ва­е­мый диа­во­лом и са­та­ною». (Отк.12:7-9).

В Книге пророка Да­ни­и­ла говорится о по­мо­щи ар­хан­ге­ла Ми­ха­и­ла народу Божиему во времена Антихриста: «И восстанет в то время Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа твоего; и наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени; но спасутся в это время из народа твоего все, которые найдены будут записанными в книге» (Дан. 12:1).

Эти библейские цитаты, а также Предание Церкви стали основой для высказываний святых отцов на тему низвержения сатаны архангелом Михаилом. Например, у святителя Григория Двоеслова, а позже у святителя Димитрия Ростовского упоминается предание о том, что архистратиг Небесных сил бесплотных будет участвовать не только в эсхатологической битве добра со злом, при конце мира, но и участвовал во время ниспадения дьявола в его начале.

Однако в их текстах прямых причин ниспадения сатаны мы не видим. И так как мы не находим их и в Священном Писании, то должны признать, что перед нами область, про которую что-либо однозначное мы утверждать не можем.

Архангел Михаил почитается благодаря чудесам, которые он явил в истории и вне контекста библейских событий. Например, чудо в Хонех в IV веке, когда язычники задумали разрушить христианский храм с помощью горной реки, а архангел Михаил ударом своего жезла открыл в горе расселину, в которую устремилась вода, и храм был сохранен.

Или чудеса в известном аббатстве Мон-Сен-Мишель (Нормандия, Франция), которое стоит в зоне приливов. История обители хранит множество свидетельств того, как архангел Михаил спасал паломников, замешкавшихся в пути, от воды.

Кто приходил к Аврааму, когда Сара засмеялась?

Явление ангелов могло и напугать человека, как, например, пророка Захарию, отца Иоанна Предтечи. Или жен-мироносиц, пришедших ко гробу Христа и увидевших там совсем не то, что они ожидали.

Да и сами ангелы не всегда, скажем так, остаются в границах классики образа. Например, к Аврааму пришли «три мужа» (Быт. 18:1–3), о которых дальше говорится: «И пришли те два ангела в Содом вечером» (Быт. 19:1). А третий ангел оказался вовсе не ангелом.

– На некоторых древних иконах «Гостеприимство Авраама» изображены Авраам, Сара и трое мужей, один из которых имеет крещатый нимб. Подразумевается, что это Бог-Слово, а двое других – Небесные силы, которые лишь символизируют троичность Божества, – рассказывает отец Александр.

– Мы видим это через продолжение истории: когда двое из трех мужей, явившихся Аврааму, оказались в Содоме, они спрашивают Лота про тех, кого еще нужно спасти, вывести из города (Быт. 19:13), то есть являют незнание. Значит, это ангелы, так как они в отличие от Бога не всеведущи.

Один же из этих трех мужей знает о том, что в мысли рассмеялась жена Авраама Сара, этот один и есть Господь – единственный сердцеведец, которому открыта и всякая мысль человеческая.

Он остался с Авраамом, когда двое других отправились в Содом, и Его молил Авраам о пощаде города, ведя торг о количестве необходимых для этого праведников. А когда этот диалог закончился,  мы читаем – «И отошел Господь».

Ангелы-оборотни или каиниты

Еще одно загадочное место в Библии (Быт. 6:1–2) говорит о неких «сынах Божиих»:

«Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери, тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал».

Отец Александр:

– Существует две авторитетные версии ответа на вопрос, кто такие «сыны Божии», обе святоотеческие. По первой, мир, который мы знаем сейчас, – это мир после потопа, до потопа мы имеем дело скорее с метаисторией – предысторией известного нам мира.

В это время, по мнению отцов Церкви, произошло пересечение двух линий человечества – потомков Каина и потомков Сифа.

Каин после убийства брата Авеля и изгнания отправляется в землю Нод и основывает там новую цивилизацию. У Адама и Евы рождаются другие дети, один из которых – Сиф, чьи потомки названы сифитами. 

Между Каином, его потомством и потомками других детей Адама и Евы не было общения из-за памяти происшедшей катастрофы.

Но со временем людей становится все больше, и встреча потомков Каина и потомков других детей Адама и Евы происходит. Эта встреча и описана в начале шестой главы Бытия. Согласно этой версии, сыны Божии, скорее всего, потомки Сифа.

Но смешиваясь с потомством Каина – «дочерями человеческими», они начинают постепенно терять свою устремленность к горнему, забывают о родине – Эдеме и начинают воспринимать существующий мир как единственно возможную реальность.

monastery.ru