«Если православный — значит и пост соблюдаешь?» — спрашивают знакомые. Такой ли это важный признак благочестия?
Что делать, если живешь не один, а дома не поддерживают стремление поститься, и в чем смысл, если от поста нет какого-то видимого результата, награды? На вопросы отвечает протоиерей Игорь Фомин.
Почему пост — еще не признак благочестия?
Пост — это инструмент. Во все времена человечество пользовалось постом, чтобы к чему-то приблизиться, что-то заполучить — в физическом плане, в духовном плане, в каких-то других аспектах своей жизни. В христианстве пост тоже не является основным духовным деланием, пост заповедан нам самим Господом. Во время своей земной жизни Господь своим ученикам говорит, что род лукавый изгоняется только постом и молитвой, но сам пост не является смыслом нашей жизни и тем необходимым состоянием, в котором мы должны пребывать. Пост, я повторюсь, это инструмент. А значит, это не благочестие, а достижение какого-то своего духовного уровня, достижение того самого благочестия.
«Буду соблюдать пост, мне зачтется». Что здесь не так?
Здесь можно подискутировать. Конечно, мы верим в то, что Господь есть любовь, любящий отец. И как родитель, который заботится о своем чаде, Он видит любые, даже малейшие проявления в человеке его доброты и гипертрофирует эту доброту. Мы с вами можем сказать, что Господь увидит наши с вами труды, увидит наши с вами благие намерения — и, наверное, умилится. Как Говорит Иоанн Златоуст: «Господь и благие намерения целует». Но вот зачтется нам или нет, конечно, это большой вопрос.
Дело в том, что Господь спасает нас не по добрым делам, не по каким-то достижениям, а по Своей милости. Он видит наши устремления, видит, что мы желаем быть в общении с Ним и для этого употребляем разные средства. Среди этих разных средств будет, конечно, и пост. Надеюсь, что Господь снизойдет до нас, умилится и примет в расчет, что мы с вами совершали какие-то подвиги.
Но если мы обратимся с вами к священному Писанию, то мы услышим про пост в том смысле, как мы очень часто его понимаем. Я хочу зачитать сейчас слова пророка Исайи, 58 главу. Этот отрывок очень замечательно характеризует отношение Господа к посту и вообще показывает, какой должен быть пост.
- Взывай громко, не удерживайся; возвысь голос твой, подобно трубе, и укажи народу Моему на беззакония его, и дому Иаковлеву — на грехи его.
- Они каждый день ищут Меня и хотят знать пути Мои, как бы народ, поступающий праведно и не оставляющий законов Бога своего; они вопрошают Меня о судах правды, желают приближения к Богу:
- «Почему мы постимся, а Ты не видишь? смиряем души свои, а Ты не знаешь?» — Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других.
- Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте.
- Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу?
- Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо;
- раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся.
- Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя.
- Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: «вот Я!» Когда ты удалишь из среды твоей ярмо, перестанешь поднимать перст и говорить оскорбительное,
- и отдашь голодному душу твою и напитаешь душу страдальца: тогда свет твой взойдет во тьме, и мрак твой будет как полдень;
- и будет Господь вождем твоим всегда, и во время засухи будет насыщать душу твою и утучнять кости твои, и ты будешь, как напоенный водою сад и как источник, которого воды никогда не иссякают.
- И застроятся потомками твоими пустыни вековые: ты восстановишь основания многих поколений, и будут называть тебя восстановителем развалин, возобновителем путей для населения.
- Если ты удержишь ногу твою ради субботы от исполнения прихотей твоих во святый день Мой, и будешь называть субботу отрадою, святым днем Господним, чествуемым, и почтишь ее тем, что не будешь заниматься обычными твоими делами, угождать твоей прихоти и пустословить, —
- то будешь иметь радость в Господе, и Я возведу тебя на высоты земли и дам вкусить тебе наследие Иакова, отца твоего: уста Господни изрекли это.
Вот он пост, угодный Господу. Но, как мы видим, этот пост бывает очень часто далек от того понимания поста, которое мы вкладываем в этот смысл. Хотя все церковное песнопение направлено на то, чтобы быть нам истинно постящимися, отгонять от себя всякую неправду, зло, клевету и изжинать всякий грех из своей жизни.
А если не зачтется — в чем тогда смысл?
Дело в том, что пост — это возвращение в райское состояние. В раю первая заповедь была дана заповедь о труде — возделывать рай — и была дана заповедь не вкушать от определенного древа и его плодов. И можно сказать, это первая заповедь поста, она регулировала взаимоотношения Бога и человека и показывала, скажем так, кто здесь хозяин в этой жизни.
Пост, установленный в Церкви — а Церковь, мы знаем, она создана Богом, — будет существовать до конца века и врата ада не одолеют ее. Этот пост призван нас вернуть в райское состояние. Каким же образом? Райское состояние — это не состояние вечного блаженства, это не состояние полных закромов всего и вся, это состояние богообщения. Человек постящийся воспитывает себя и умеет отказать себе в каких-либо страстях. Взрослый — в излишнем употреблении пищи, дурных слов и выражении своего гневного внутреннего состояния. Юный человек — в возможности ограничить себя в сладостях, а подросток — в отложении себя от TikTok или каких-либо других социальных сетей, просмотра ненужных роликов, в ограничении себя в Roblox или в Brawl Stars — это уже каждый сам сможет определить меру своего поста.
Пост призван воспитать в себе умение ограничить себя в том, что на данный момент тебе не нужно, и прививать к себе то, что в данный момент просто необходимо для богообщения. Если в данный момент мне нужно постараться настроиться на молитвенный лад, естественно, пост мне поможет. Если мне нужно оказать милость своему ближнему, то и пост даст возможность настроиться на эту волну милости. Если мне нужно сейчас к чему-то подготовиться, то пост обязательно поможет мне взять в руки книгу, в каком бы уставшем состоянии я ни был, и осилить необходимую информацию или где-то ее найти, для того чтобы обогатить себя или преподать это другому человеку. Поститесь, мои дорогие!
«Я выдержал, я молодец». Если возгордился — весь пост насмарку?
Если ты постился, ты сам определишься, молодец ты или не молодец, но знать ты должен следующее. В Евангелии сказано, что если мы выполнили то, что нам положено, то какая нам за это награда? Поститься и воспитывать себя мы обязаны. А результат мы будем пожинать не только в жизни будущей, но и здесь. Результатом нашего поста будет та радость, которую мы сможем проявить по отношению к другому человеку, если даже он совершенно хмурый, и, может быть, нас как-либо оскорбляет.
Та радость, которая будет у нас в достижении чего бы то ни было, но и, возможно, когда мы чего-то не сделали или у нас не получилось и мы смогли смирить себя: «Господи, слава тебе за то, что ты не дал нам этой возможности что-либо сделать». Результаты поста — это действительно райское состояние, когда мы умеем радоваться Богу. А радоваться себе — какой я молодец — ну давайте отдадим это на откуп другим людям. Пусть они порадуются за нас, а мы порадуемся за них.
Как поститься, если в семье тебя не поддерживают?
Пост — это не только гастрономическое воздержание от каких-либо видов продуктов и даже не столько. Скорее, пост — это воздержание твоего внутреннего человека. Может быть, отрицательного, а может быть, даже положительного. Если ты умеешь сдержать себя в любом состоянии, дело поста будет продвигаться очень хорошо.
Поэтому в семье будут замечать, что ты постишься — но не за обеденным или вечерним столом, а в твоем поведении.
Они увидят, что ты перестал отвечать на какие-то колкости, перестал осуждать вместе с ними кого-то. Удивительное состояние для современного человека.
Ты перестал гневаться на какие-то проступки твоих детей, ты перестал их раздражать. А дети, если они по-настоящему захотят поститься, начинают слушать своих родителей. И пост, естественно, будет заметен другому человеку. Но я не думаю, что, если в тебе начнут проявляться какие-то положительные качества, все будут против.
С гастрономией ты решишь самостоятельно, когда сможешь поститься отдельно от своих сродников. Очень часто в советское время — я помню все эти времена — была возможность поститься только наедине с Богом. Когда твои бабушки и дедушки не разделяли того, что ты постился, тебе приходилось у них есть котлеты, пожаренные на постном масле, а уже дома, может быть, даже и воздержаться после ужина. Мы должны понимать, что это мы сами ограничиваем нашего внутреннего человека. Поэтому, если у тебя идеальные условия в семье, ты будешь постараться полноценно и физически, и душевно, и духовно. Если у тебя есть какие-то ограничения, ты сможешь поститься только душевно и духовно. Но и этого будет вполне достаточно. Если, конечно, ты не ищешь причин, чтобы не поститься.