201

Если Интернет, компьютер – всего лишь инструмент, как лопата, предположим, то уж только от меня зависит, как им пользоваться.

Мнения о том, можно ли «смотреть Интернет» в посту, часто диаметрально противоположные: кто-то категорически против и оповещает на своей страничке, что уходит в Интернет-затвор и выйдет не раньше Пасхи; кто-то продолжает себе спокойно просматривать «контент». Как это часто бывает в наших дружелюбных кругах, не обходится без взаимных обвинений – одни другим выдвигают претензии: мол, неправильно постятся, да и постятся ли вообще. Были бы компьютер у апостола Павла, он, наверное, подправил бы свой «месседж» христианам из Рима: «Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его» (Рим.14, 3). Не все мы, христиане, уже без римской прописки, мне кажется, с достойным вниманием читаем как этот стих, так и продолжение, довольно строгое:

«Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его. Иной отличает день от дня, а другой судит о всяком дне равно. Всякий поступай по удостоверению своего ума» (Рим. 14, 4).

Андрей Махов

Андрей Махов

Одни другим выдвигают претензии: мол, неправильно постятся, да и постятся ли вообще

У меня в очередной раз случились трудности с удостоверением ума, и я отправился к своему хорошему другу Андрею Махову – парень жил в доме-интернате для инвалидов. Сломал позвоночник на школьном выпускном, потом умер отец, ему пришлось переехать из родной деревни в это грустное пристанище. Андрей не пал духом: преодолел уныние, стал таким христианином, что к нему приезжали не только многочисленные друзья, но и взрослые дяди и тёти – кто «просто поболтать» (кто из молодых сознается, что пришел вообще-то за советом), а кто (это уже взрослые) – ради того света, который всегда чувствовался в общении с Андрюхой. Причем говорить можно было хоть о способах посадки картошки, хоть о житиях святых. Чувствовалась какая-то добрая мощь в этих беседах. Меня в тот день, когда одолели проблемы по удостоверению ума, понятно, беспокоили компьютеры. А Андрей освоил всю эту информатику и подрабатывал разработчиком сайтов, давал советы «чайникам», так что адресат выгрузки своих проблем я выбрал верно.

Захожу в палату – друг лежит за компом. Чуть не написал «сидит», но сидеть Андрей не мог почти – работал лежа. Чай-кофе, пирожное («бери давай, а то сам сожру!»), все дела. Слово за слово, шутка за шуткой, выдал я ему свою беду:

– Андрюха, как ты считаешь, имеет ли смысл пользоваться компьютером в посту? Интернет, понимаешь, «помойка», «паутина», грязь вообще всякая.

Друг так удивился, что даже подскочил, потом скривился от боли. Выдержал паузу, во время которой я осознал, что оторвал его именно от пресловутого «компа». Не очень щадя мои нежные чувства, выдал:

– Угу, грязь. Так свинья-то грязи найдёт (ты садись, садись) – хошь в тырнете, хошь в хлеву, а хошь и в церкви. Да, насчет хлева: помнишь, в одном хлеву, далеко отсюда, несмотря на всю грязь, интересная такая история случилась? Мне вот и кажется, что если бы пастухи, волхвы там грязь искали, так откопали бы, а? А если они искали, понимаешь, чего получше, так они и нашли то, что нужно. И чуть позже, когда Бог Лазаря из другой пещеры доставал, вони там было – ой-ёй-ёй, но евангелист особого внимания на нее не обращает. Ни Иоанн, ни сам Лазарь, а Бог и подавно. Тут важно, как смотришь на всё это дело. Свинья грязи найдет, в общем.

– Что, и без Интернета?

– И без него, родимого. И в церкви при желании. А то ты не знаешь.

Разные темы мы с Андреем брали для разговоров. Сейчас, после его смерти, остались воспоминания, которые становятся даже четче, ярче. Всё лучше я его понимаю.

Действительно, если Интернет, компьютер – всего лишь инструмент, как лопата, предположим, то уж только от меня зависит, как им пользоваться. Могу при помощи лопаты навозом землю удобрять, а могу той же лопатой тот же навоз на вентилятор набрасывать – тут уж от моей широкой фантазии всё зависит. Могу молиться за обидчика, а могу, и не без успеха, всякую гадость за ним подмечать, оповещать о ней широкую общественность: мол, смотрите, какого гада нашел.

Есть вещи, которые благодаря нынешним технологиям вполне могут помочь нам прославить Бога

Если брать пользу, и немалую, то именно через Интернет многие из нас узнали, например, о самоотверженных людях из уже любимого многими «Добродомика» – сначала только питерской, а сейчас уже всероссийской инициативе помощи старикам, у которых часто не хватает денег на еду. Кстати, из последних новостей: помимо хороших и бесплатных обедов, «Добродомик» в Питере защитил ветерана Великой Отечественной от грабительских тарифов на телефонные звонки; делает ремонт в квартире 98-летней бабушки-ветерана, пока та в больнице (бабушку избила пьяная сиделка); проводит творческие встречи пожилых людей и детдомовцев, где бабушки и дедушки устраивают настоящие мастер-классы по разного рода ремеслам для беспомощной молодежи (вязание, шитье, кулинарное дело и т.п.). Разве плох Интернет в этом случае? Не думаю.

Благодаря тому же Интернету узнаем, что в Ухте живет шахтер Игорь Филиппов, который после работы собирает компьютеры для школьников из бедных семей: собирает и отдает, чтобы ребята могли спокойно учиться, выполнять свои школьные задания, – чем не повод для благодарной молитвы в Великом посту?

Шахтер Игорь Филиппов их Ухты, который после работы собирает компьютеры для школьников из бедных семей

Шахтер Игорь Филиппов их Ухты, который после работы собирает компьютеры для школьников из бедных семей

Примеров много, и каждый из них, я считаю, убеждает: есть вещи (и не только в Интернете), которые у нас, христиан, не должны даже именоваться (ср. Еф. 5, 3), от которых нас тошнить должно, а не привлекать наше пристальное внимание – будь то в посту, будь то в скоромные дни. А есть вещи, которые благодаря нынешним технологиям вполне могут помочь нам прославить Бога, помочь ближнему, в конце концов, улыбнуться по-доброму.

 Петр Давыдов