140

Издательство «Вольный странник» выпустило «Дневник на Великий пост», который поможет и ребенку, и взрослому пройти вместе с Церковью святое время Четыредесятницы. Мы попросили рассказать об этом уникальном издании его автора Анну Сапрыкину.

Я постилась с детства, сколько себя помню. Постилась и дома, и в обычной светской школе. И было это как-то самой собой разумеющимся, просто частью жизни, просто – по-другому не бывает. И вот однажды, буквально однажды, наступило в моей жизни время, когда все стало совсем иначе. Наступил очередной Великий пост – и этот пост не был очередным для меня. В том году вдруг оказалось, что Церковь – это не что-то давно известное, давно понятое, ассоциированное с родителями. Это – особенная реальность, это – настоящая жизнь. Жизнь – родная, но как выясняется – почти незнакомая, безгранично непознанная, и это та жизнь, которой я сама хотела бы жить. Не потому, что этого хотят мои родители, – но скорее так, чтобы даже родители об этой моей жизни не знали… Так вдруг оказалось, что Великий пост – время, которого я с нетерпением жду, чтобы пройти этот особенный путь именно вместе с Церковью.

Конечно, одним из первых решений было внимательно читать Канон преподобного Андрея Критского. По репринтной книжке с параллельными переводами и объяснениями. Это было открытие – впрочем, это всегда открытие – узнать, что все эти привычные напевные слова имеют… значение.

Еще одним решением было каждый день записывать «результаты дня». Вообще я с детства вела дневник, большой и подробный, но это – совсем другое. Я завела отдельную тетрадь, и каждый день весь пост делала небольшие записи: первая графа – за что я сегодня благодарю Бога, вторая – какие грехи я сегодня совершила.

«За все благодарите» – эти слова были для меня открытием и одновременно настоящим ключом к церковной жизни

Первая графа была очень важной для меня. «За все благодарите» – для меня эти слова апостола Павла были в то время тоже открытием и одновременно настоящим ключом к церковной жизни. Воспринимать все хорошее и просто «нейтральное» (на «плохое» я не замахивалась) как дар Божий, вообще все в жизни обращать к Богу – вот что стояло за этой ежедневной благодарностью. Каждый день, даже когда «все плохо», находить повод для благодарности – это было для меня, девочки-подростка, настоящим «переворотом сознания». Кажется, можно было бы и не записывать, а просто – думать, размышлять на эту тему. Но необходимость ежедневных записей по-настоящему дисциплинирует, превращает настроение, порыв – в привычку, превращает идею – в характер, даже в судьбу…

Вторая графа была для меня более простой и привычной. И все-таки – новой. Исповедь для «церковного ребенка», который исповедуется «всю жизнь» раз в неделю, зачастую – простое перечисление «типичных» грехов («не слушалась родителей, обижала братьев и сестер, обзывалась…»). Не просто перечисление – а перечень, который никогда не меняется, о котором ребенок уже не задумывается. И вот теперь для меня было важно научиться по-настоящему следить за собой. Каждый день – когда этот самый день еще помнишь, а не в очереди на исповедь.

Это был особенный опыт, и еще несколько лет своей школьной юности во время поста я вела такие тетради. Именно об этом опыте я и вспомнила, когда издательство Псково-Печерского монастыря «Вольный Странник» предложило мне, еще два года назад, сделать дневник на Великий пост для детей. Если когда-то подобные записи помогли проживать пост мне самой – может быть, они смогут помочь другим детям и подросткам?

***

Итак, я помню, что я делала очень короткие записи. Если предполагается, что писать придется очень мало – резко увеличиваются шансы найти время для этого дела. Всего три-четыре строчки – можно успеть, даже когда сплошные школьные занятия отнимают все свободное время; всего три-четыре строчки – и это кажется вполне посильным, даже если сегодня нет настроения что-то записывать. Поэтому я решила сделать «Дневник на Великий пост» небольшим, предложить для записей совсем немного места.

Начинается эта записная книжка с предложения сформулировать задачи на предстоящий пост. Полтора месяца – за это время вполне реально достичь хороших результатов. Это период, в который можно привычку и сформировать, и закрепить.

Для ребенка задачи на пост могут быть самыми разными: избавиться от одной или нескольких злых привычек, грехов; сделать какое-то доброе дело своей привычкой; научить себя каждый день во время поста читать какую-то молитву или целое молитвенное правило; каждый день прочитывать отрывок из Священного Писания…

Здесь все очень индивидуально. И даже нельзя сказать, что все зависит от возраста – скорее вообще от человека. При этом, мне кажется, что ребенку семи-восьми-девяти лет можно и нужно подсказывать, помогать определить задачи на пост. А вот более старшие дети должны сами ставить эти задачи перед собой, без участия родителей. Вернее, участие возможно только тогда, когда дети просят родителей о помощи.

Когда ребенок маленький, задачи могут быть двоякими: одна – «духовная», другая – очень простая, «внешняя». Например, первая задача – перестать таскать еду без спроса (в таком случае помощь родителей – поддерживать ребенка, не отказывать, если он спрашивает разрешения что-то взять). Вторая задача – застилать свою постель. Кажется, вторая задача совсем недостойна Великого поста? Но такое внимание к «мелочам» дисциплинирует, приучает маленького человека к порядку.

Внимание к «мелочам» дисциплинирует, приучает к порядку

Да, внешняя упорядоченность может совсем не коррелировать с порядком в душе, в голове. Так же, как пищевой пост приучает человека к воздержанию, управлению самим собой, но… не всегда и не гарантированно. И все же, если мы говорим о воспитании ребенка, о самовоспитании подростка и взрослого человека, то стоит помнить: часто внешние вещи действительно помогают привести в порядок жизнь внутреннюю.

В предисловии к дневнику на Великий пост – некоторые идеи, которые, может быть, помогут маленькому ребенку или подростку справиться с поставленными задачами. Также в этом предисловии – напоминание о том, насколько важно и вообще, и во время поста участвовать в Таинствах Церкви, в удивительных богослужениях Великого поста.

Сама эта записная книжка при этом устроена как дневник школьника: на развороте три дня – на одной стороне, три дня – на другой. Именно такая структура в голове у каждого ребенка, который учился в школе с бумажным дневником. Да, это уже явление уходящей цивилизации – но все же каждый сегодняшний подросток в начальной школе открывал этот дневник каждый свой рабочий день.

Этот разворот – будни жизни. Этот разворот – великопостная седмица. А воскресенье – отдельный разворот между этими буднями Великого поста. Рутина будней – и яркое воскресенье, славянская Неделя, день Господень.

В особенные дни Великого поста есть короткие пояснения: что происходит в храме, чем же этот день особенный. Подробнее – о воскресных днях: чему посвящена каждая Неделя Великого поста. На каждый день – указания на чтения Священного Писания, которые предлагает в эти дни Церковь. Ведь с понедельника по пятницу весь Великий пост читается таинственная книга величайшего из пророков – пророка Исаии, книга Бытия – о сотворении мира, о первом завете Бога и человека и мудрые изречения книги Притчей Соломоновых. Но в любом случае, все – предельно коротко.

Вообще стоит подчеркнуть: этот дневник очень ненавязчивый, это просто – наглядное бумажное «устроение поста». Здесь нет каких-то точных рекомендаций, нет отсылок к пищевому посту или каким-то другим регламентациям. Ведь все мы разные, и дети у нас разные… Многих подростков жесткая навязчивость оттолкнет обязательно, я уверена. Меня бы точно оттолкнула. Поэтому описание дневника и само его устройство подчеркивает: что записывать – решай сам. Главное – увидеть Великий пост как особенное время жизни и время, которое мы проживаем вместе с Церковью.

Что записывать – решаешь сам

Так, может быть, наши дети будут записывать эти самые «благодарности» и «грехи». А может быть, захотят сами прочитывать хотя бы одну из предложенных библейских книг во время Великого поста; и вот один из предложенных вариантов ведения этого дневника – каждый день записывать какой-то стих или даже просто – одну мысль из Библии. Это тоже известная и работающая практика, которая помогает внимательнее прочитывать выбранный текст Священного Писания. Когда я сама была подростком, я, читая Библию, выписывала некоторые стихи на лист-закладку…

Страстная седмица – время памяти о страданиях Спасителя. В эти дни в «Дневнике на Великий пост» уже нет места для обычных ежедневных записей: на Страстной седмице приведены ссылки на Евангельские чтения и пересказ богослужебных песнопений каждого дня этой Великой недели.

Одна из особенностей этой небольшой записной книжки Великого поста в том, что на «воскресных» страничках дневника есть настоящие антистресс-раскраски, подготовленные художницей Екатериной Скляровой. В первую неделю поста в этой раскраске – целиком молитва преподобного Ефрема Сирина, которую при желании можно обвести цветными карандашами и так – освоить, выучить ее. А можно – просто подглядывать сюда во время молитвы… На Крестопоклонной неделе – тот самый тропарь, который в Церкви и дома поется при поклонении Кресту, и его тоже можно обвести карандашом. Но вообще эти подробные, сюжетные раскраски, как и орнаменты на будних днях, можно воспринимать просто как хорошие графические иллюстрации к дневнику, не раскрашивать, не обводить. Можно раскрасить только тексты или, наоборот, только рисунки – здесь снова все устроено так, чтобы не навязываться, предлагать ребенку, подростку выбирать самому. При этом скорее всего для детей помладше именно раскраски могут быть самым интересным сюжетом дневника. И между прочим: дневник именно как раскраску можно брать с собой в храм в воскресные дни Великого поста. И если ребенок находится в том моменте своей жизни, когда он совершенно не готов к внимательному и сознательному посту, он может «осваивать» устройство поста, узнавать о великопостных неделях, обращаясь с этим дневником просто как с раскраской.

***

По сути, этот «Дневник на Великий пост» – всего лишь небольшая великопостная записная книжка с короткой информацией о посте и красивыми рисунками. Или, другое прочтение – раскраска на «Великий пост». Но… вряд ли ребенок или подросток, получивший в руки эту книжку, обязательно осознанно проживет Великий пост. Для того, чтобы Великий пост был временем покаяния, исправления человека, чтобы Великий пост был временем настоящего образования для ребенка, для взрослого – необходимо самостоятельное устремленное желание. Необходимо прожить великопостную жизнь внутри Церкви, а не просто в «самодисциплине» или тем более в самокопании.

Но стоит помнить: необходимо прожить великопостную жизнь внутри Церкви, а не просто в «самодисциплине» или в самокопании

Если есть желание вести какие-то записи – безусловно, их можно вести в любой тетради (или вообще в компьютере, смартфоне – хотя я бы предпочла живую тетрадь).

Так что никак нельзя называть этот дневник «обязательным великопостным аксессуаром для каждого православного человека». Ни в коем случае. Просто, может быть, кому-то из детей, подростков, а может быть, и взрослых этот небольшой дневник поможет во время Великого поста сохранять внимание к своему внутреннему миру, внимание к Церкви и Ее учению. Поможет оставить в памяти каждый великопостный день. Просто сможет подсказать, понятно показать – как устроен пост, что вообще происходит в эти 48 дней. Поможет пройти этот путь – так, как он показан на обложке дневника: от зимы – к весне, от масленицы – к Пасхе. Поможет потихоньку перейти этот «мост на семь верст», переброшенный через бурную реку. С этими подозрительными рыбками в голубых волнах. К распахнутым дверям храма – которые, кстати, очень надеюсь, в этом году действительно будут и во время Великого поста, и в Праздник праздников открыты для каждого из нас.

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

  • Адрес розничного Интернет-магазина: https://vsbook.ru/
  • Instagram: https://www.instagram.com/vsbooks_/
  • ВКонтакте: https://vk.com/vsbooks/
  • YouTube-канал: http://www.youtube.com/c/ИздательствоВольныйСтранник
  • Заказ книг оптом: store@vsbook.ru
 Анна Сапрыкина