39
Ложь астрологии в нескольких предложениях

Обращаясь к мертвому календарю чужой религиозной традиции, мы порываем со своими религиозными и культурными корнями.

Еще в 90-е годы прошлого столетия, в период «послеатеистического» хаоса и беспорядка в головах наших сограждан, российская читательская аудитория столкнулась с таким явлением, как краткий гороскоп на последней странице печатного издания (от самых популярных СМИ федерального значения, вроде «Комсомольской правды» или «Московского комсомольца», до небольших районных газет). В настоящий момент, в эпоху так называемого «информационного общества», крупные интернет-порталы и некоторые сетевые сообщества представляют гороскопы на потеху публике в режиме ежедневного обновления.

Сейчас даже всесильные нейросети научились составлять развернутые предсказания, опираясь на знаки зодиака. Мы попытаемся раскрыть этот странный феномен с точки зрения научных достижений современного религиоведения, что, надеемся, продемонстрирует иллюзорность и безосновательность астрологических предсказаний.

Дело в том, что практика предсказаний (гаданий), основывающихся на положении небесных тел (в частности звезд и созвездий) восходит к древней шумерской цивилизации. Шумеры в своих предсказаниях людских судеб и социальных событий основывались на безосновательном принципе: небесные явления (расположение небесных тел: звезд и планет) определяют земные события. «Что наверху – то и внизу». Хотя этот принцип претерпел в дальнейшем множество фундаментальных изменений, астрологию можно было условно назвать древнейшим оккультным занятием. Однако в этом явлении первоначально не было ничего оккультного, потому что астрология (зодиакальная, гороскопная) восходила к популярному религиозному календарю священной столицы шумеров – Ниппур. Отчасти сельскохозяйственный календарь предписывал на каждый месяц совершение важнейших религиозных ритуалов или общественных работ (посев ячменя или ирригация каналов), основываясь на свидетельствах мифологии. Каждый месяц был посвящен определенному божеству (Энлиль, Энки) или бессмертному герою (Гильгамеш) шумерского пантеона. Каждый месяц был связан с определенным созвездием (знаки зодиака), которые ассоциировались с мифологическими событиями религиозной картины Шумера.

И теперь две важнейшие мысли: календарь этот – не индивидуальный, а коллективный, общественный; он связан не с предсказаниями личных или групповых судеб, но обусловлен государственным культом и жреческой системой отправления ритуалов. Как видите, первичный календарь прямо противопоставлен тем смыслам, которые заложены в гороскопе, так полюбившемся праздными обывателями. В Ниппурском календаре прослеживается стандартное аграрное восприятие действительности, указывающее конкретную схему сельскохозяйственных работ (рытье каналов – сев – жатва). Это все больше напоминает народные приметы славянского фольклора и крестьянского календарного цикла! Кто бы мог подумать, что спустя пять тысячелетий астрология, как осколок мертвой религиозной традиции, станет предметом пристального внимания и откровенной коммерческой удачей для аудитории, которая, по сути, живет в современной научной картине мира.

2 (29).jpg

Вавилонский барельеф, изображающий бога солнца Шамаш, IX век до Р.Х.

Итак, у истоков шумерской астрологии простое обожествление космических объектов. Звезды и планеты были некими небесными домами, в которых жили боги, «священными» остановками в дальних путешествиях богов. В дальнейшем у цивилизационных наследников шумеров, вавилонян и ассирийцев, появилось учение о двухмерности мира, по которому небесный мир определяет события в земном, земные объекты обладают своими небесными прообразами. Именно таким образом в некогда ритуальный и сельскохозяйственный календарь вошел оккультный принцип прогноза (предсказания) событий.

Астрологию можно было условно назвать древнейшим оккультным занятием

В начале наблюдение осуществлялось за небесными движениями Солнца и Луны, потом выяснилось, что на протяжении года они проходят 12 и 18 созвездий. В дальнейшем солнечный зодиак использовал названия созвездий и их графические изображения (так хорошо нам известные), которые восходили к ритуальному календарю Ниппура. Шумерский календарь был ориентирован на личность царя (энси, или лугаль), который олицетворял общество и государства, был как бы корпоративной личностью целого народа. Простой обыватель и его конечная судьба не были объектом интересов священного календаря. Лишь по истечении двух с половиной тысячелетий (5 в. до Р. Х.) был составлен первый индивидуальный гороскоп, когда породившие его цивилизации (шумерская, ассирийская, вавилонская) стали прахом истории. Исторические периоды античности, Средневековья, Ренессанса преобразовали гороскоп до неузнаваемости, доведя его до состояния оккультной тарабарщины.

3 (21).jpg

Шумерская планисфера, сер. VII века до Р.Х.

Трудно понять коммерческий и социальный успех астрологии, в то время как оккультных знаний и практик сохранилось много, особенно восточных? Вероятно, эта архаичная религиозная практика сыграла на низких инстинктах человека: если существует «традиционная» предсказательная схема, то почему бы ей не воспользоваться в эпоху общедоступной информации?

Однако, дорогие друзья, в следующий раз, пролистывая астрологический отдел бульварной газеты и мимоходом поглядывая на рубрику «гороскоп» на популярном сетевом «паблике», вспомните о том, что любой из нас – не шумерский правитель Ниппура, обращающийся к ритуальному календарю с целью совершить очередной и необходимый религиозно-государственный обряд, связанный с посевом или жатвой ячменя. Обращение к астрологии – это отсылка к тысячекратно мертвой и ушедшей в небытие языческой культуре народа, пусть и находившегося у истоков письменной цивилизации. Любой календарь связан со временем и местом. Обращаясь к мертвому календарю чужой религиозной традиции, мы порываем со своими религиозными и культурными корнями, со своим историческим и социальным контекстом, мы выглядим как шаловливые подростки, совершившие глупейший и необдуманный поступок…

Подумайте сами, стоит ли нас со своими горестями и радостями, печалями и надеждами, житейскими невзгодами и карьерными амбициями, семейными драмами и личными успехами, каждого индивида как целостную личность со свободной волей и бессмертной душой, отдать на откуп мертвой языческой традиции (помним и о смертном грехе идолопоклонства), от которой мы отделены тысячей лет и тысячей километров.

Иерей Антоний Русакевич

monastery.ru

https://www.traditionrolex.com/15https://www.traditionrolex.com/15